Имя Всевышнего аль-Латиф – одно из 99 Прекрасных Имён Аллаха. Арабское слово «латиф» означает «быть добрым, милостивым», также это слово употребляется в значении «тонкий», «изящный». Имя Всевышнего Аллаха аль-Латиф означает «Знающий тонкости, нужды Своих созданий во всех подробностях и удовлетворяющий их неведомыми путями; проявляющий милость к Своим созданиям, мягко и по-доброму обращающийся с ними».
В Коране имя Всевышнего Аллаха аль-Латиф встречается в семи местах.
Вместе с тем, что это имя чаще связывают со значением «Обращающийся с добротой и милостью», в Священной Книге преобладает значение «Знающий все подробности и тонкости, недоступные никому, кроме Него». Так, в 13-ом и 14-ом аятах суры «аль-Мульк» говорится, что Аллах знает обо всех тайных разговорах, о том, что таится у них в умах и сердцах – ничто не сокрыто от Создателя Всего Сущего: «Храните ли вы свои речи в секрете или же говорите о них вслух, Он ведает о том, что в груди. Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, ведь Он Проницательный (аль-Латиф), Сведущий (аль-Хабир)».
В 16-ом аяте суры «Лукман» благочестивый Лукман, наставляя своего сына, говорит, что Аллах знает обо всём, и даже если деяние его будет с горчичное зёрнышко, которое сокрыто внутри горы, в земле или на небесах – Аллах знает о нём: “О, сын мой! Если нечто весом с горчичное зёрнышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах приведёт (учтёт) его. Воистину, Аллах Проницательный (аль-Латиф), Сведущий (аль-Хабир).
В 34-ом аяте суры «аль-Ахзаб», обращённом к благочестивым супругам Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), имя аль-Латиф также скорее указывает на Знание Аллаха: «И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах – Проницательный (аль-Латиф), Ведающий (аль-Хабир)». Вместе с этим, в 100-м аяте суры «Юсуф», где пророк Юсуф (алейхиссалям) рассказывает о том, что Всевышний Аллах сделал его сон явью и одарил благами, слово «латиф» связывают с проявленной Аллахом милостью: «Поистине, мой Господь добр к кому желает».
В 103-м аяте суры «аль-Анам» сказано: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он – Проницательный (аль-Латиф), Сведущий (аль-Хабир)». То есть, Всевышний Аллах видит всё и ведает обо всём не нуждаясь, подобно созданным, в каких-либо органах или условиях.
В хадисах имя Всевышнего аль-Латиф встречается среди «Прекрасных Имён Аллаха» в книге Тирмизи «Дават» (82) и в книге Ибн Маджа «Дуа» (10). Кроме того, имя аль-Латиф вместе с именем «аль-Хабир» можно найти в книгах Муслима «Джанаиз» (103) и Насаи («Джанаиз», 103).
Изучая значение имени «аль-Латиф», следует опираться на аяты Священного Корана. Нельзя связывать с именем Всевышнего другое значение слова латиф – «быть тонким, небольшим» – Аллах превыше этого.
Имам Газали говорил, что доброта, соединившись с проницательностью, делают милость полнее, а в высшей степени этими достоинствами обладает только Аллах. Учёный утверждал, что имя Всевышнего аль-Латиф должно вдохновлять человека относиться к другим по-доброму. Призывая к религии Аллаха и счастью в будущей жизни, мусульманин сам должен быть тонким и обходительным, ему не следует вступать в споры или проявлять чрезмерную строгость. А наилучший призыв – это подтверждение слов делами и личным примером.
Имя Всевышнего Аллаха аль-Латиф в значении «Проницательный, Знающий все подробности» связано с сыфатами Аллаха «субути» и Его именами «аль-Хабир» (Сведующий) и «аль-Алим» (Всеведающий); в значении «Милостиво обходящийся со своими рабами» — с сыфатами «фили» и именами «аль-Барр» («Благостный»), «ар-Рахман» («Милостивый»), «ар-Рауф» («Кроткий», «Мягкий»), «аль-Карим» («Щедрый»); в значении «Непостижимый для взоров» — с сыфатами «танзихи» и именем «аль-Батын» («Тайный»).
Имена Всевышнего: Аллах – аль-Халик, Создатель всего сущего