Один человек сказал Суфьяну бин Уейну: «Шутка — это греховно?» Тот ответил: «Почему же? Наоборот — это Сунна. Потому что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Я шучу, но всегда говорю только правду»» (Нувайри, «Нихаетуль-Эраб фи Фюнуниль-Адаб», Кахира IV, 2).
Шутить и улыбаться — это Сунна. Но при условии, что эти действия не обижают другого, а наоборот, повышают настроение и придают бодрость. Ибн Кайюм аль-Джавзие говорил: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) шутил, но шутки у него были основаны на правде. Он изъяснялся метафорами, но при этом он говорил только истину» (Ибн Кайюм аль-Джавзие, «Задуль-Миад», I, 58).
Сподвижники тоже были очень бодрыми и весёлыми людьми. Они знали, как себя надо вести: говорили афоризмами и шутили, когда это было уместно, но при необходимости становились очень серьёзными. Все в их жизни было в меру. Бакир бин Абдуллах говорил: «Сахабы перебрасывались между собой шутками, но при важных поручениях они сразу становились серьёзными и принимались за работу» (Бухари, «Аль-Адабуль-Муфред», № 266).
Абу Саляма бин Абдуррахман (радыяллаху анху) рассказывал о сподвижниках Пророка: «Они были бодрыми, весёлыми, не чересчур застенчивыми или вялыми, инертными. В мечети они читали стихи, рассказывали о жизни в период джахилии. Однако если кто-то давал им поручение на пути Всевышнего, то к этому делу приступали с исключительной серьезностью» (Бухари, «Аль-Адабуль-Муфред», № 555).
Сабит бин Убайд говорил: «Я не видел человека более благородного и серьёзного, чем Зайд бин Сабит, когда он находился с людьми, и более мягкого и лёгкого в общении, когда он был у себя дома» (Бухари, «Аль-Адабуль-Муфред», № 286).
Благочестивый Умар (радыяллаху анху) однажды увидел бедуина, который совершил намаз быстро и коротко. Он слышал, как тот просил Всевышнего: «О, мой Господь! Пожени меня в Раю с хуриями». Халиф сделал наставление шутливо: «О, человек! Ты заплатил слишком мало, а требуешь слишком многого!» (Нувайри, «Нихайатуль-Эраб», IV, 3).
Ибн Аббас (радыяллаху анху), когда находился вместе со своими учениками, некоторое время читал хадисы, а затем говорил: «Шутите, читайте стихи, поистине душа, как и тело, может устать и утомиться». После этого начинал рассказывать историю арабов, через некоторое время возвращался к уроку и при необходимости снова делал перерыв (Каттани, «ат-Таратиб», II, 237).
Абу Дарда (радыяллаху анху) улыбался всякий раз, когда говорил что-либо. Однажды его жена посетовала: «Я боюсь, что люди тебя неправильно поймут». Он же ответил: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) произносил слова, улыбаясь» (Ахмад, V, 198, 199).
Табиин Абдуллах бин Мухаммад отличался весёлым и шутливым характером. Даже к своей тёте Айше (радыяллаху анха), которая находилась на смертном одре, он умудрился обратиться с шуткой:
— О, мать моя! Как ты себя чувствуешь?
— Клянусь Аллахом, кажется, что это боль смерти.
— А, но если так, то ничего страшного, — улыбнулся он.
— Ты никогда не откажешься от этого своего характера! — сказала Айша (радыяллаху анха) (Ибн Сад, VIII, 76).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)