facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Качественная продукция и мусульманская экономика

0

Основой успешного экономического развития любой страны является способность производить товары и услуги высокого качества при минимальных затратах. У всех на слуху понятия «японская техника», «немецкая технология», однако никто не слышал фраз «арабское качество» или «турецкие разработки». К сожалению, экономика мусульманских государств значительно отстала от развитых стран, хотя Сунна Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) призывает к активному ведению бизнеса и чётко определяет рамки торговых отношений.

 

Качество начинается со спроса. Уровень образования, вкусы и предпочтения помогают людям отличить безопасные товары от небезопасных. Поэтому качество определяют в первую очередь потребители. Их права признаны во всех развитых странах. В 1985 году Генеральная ассамблея ООН утвердила основные:

  • право на безопасность — товары, услуги не должны угрожать здоровью;
  • право на информацию — потребитель должен быть надлежаще информирован о своих правах, а также товарах и услугах;
  • право на выбор — государство должно обеспечить возможность конкуренции;
  • право быть услышанным — государство должно сформировать системы обратной связи с потребителями и создать орган, ответственный за реализацию основных прав потребителя;
  • право на удовлетворение основных потребностей — каждый человек независимо от благосостояния должен иметь возможность удовлетворить основные потребности (например, доступность воды и пищи);
  • право на компенсацию — в случае причинения ущерба потребитель может рассчитывать на возмещение;
  • право на потребительское образование;
  • право на здоровую окружающую среду — государство обязано снижать негативное воздействие на природу среду для обеспечения устойчивого развития.

Все эти права обозначены и в Сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Создание качественных товаров и услуг предполагает ответственный подход к производству и стремление наилучшим образом использовать свои профессиональные возможности.

Мусульманский предприниматель прежде всего думает об удовлетворении потребностей покупателей. Безусловно, товар должен быть безопасным в использовании. Например, если продукты питания или предметы быта не содержат вредных для здоровья добавок и консервантов. Кроме того, внешний вид товара должен вызывать у покупателей положительные эмоции. В хадисе сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не начнёт желать брату своему того же, что и самому себе» (Бухари; Муслим).

Важно не только произвести качественный товар, но и представить его на рынке. В хадисах содержатся правила торговли и предостережения: «Ложная клятва способствует сбыту, но уничтожает благодать». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Покупатель и продавец могут вернуть купленный или проданный товар или оставить его у себя до тех пор, пока они не расстались друг с другом. При этом они должны быть правдивы продавцу следует указать на качества и имеющиеся недостатки, а покупателю условия и сроки оплаты. Тогда сделка будет благословенной. Если же они скрывали что-то и лгали друг другу, то баракат исчезнет» (Бухари, «Сахих»).

Абу Хурайра (радыяллаху анху) видел, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) однажды проходил мимо выставленной на продажу пшеницы. Он погрузил руку внутрь кучи и почувствовал влагу. Хозяин зерна пояснил, что товар подпортило небо. Тогда Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) воскликнул: «Так почему же ты не насыпал подмоченную пшеницу сверху, чтобы люди видели её? В нашей умме не место обманщикам!»

Честность является неотъемлемой чертой мусульманина, поэтому в исламской торговле не должны утаиваться характеристики продукта. После выявления дефектов покупатель всегда имеет право вернуть товар продавцу. В Исламе также приветствуется возврат даже качественного товара в течение трёх дней только из-за отказа покупателя от сделки. Абу Хурайра (радыяллаху анху) вспоминал слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Кто примет обратно проданный мусульманину товар, тому Аллах простит прегрешение» (Булуг аль-Марам).

Сегодня религия всё реже регулирует деловые отношения. Порой людям не хватает знаний, а иногда погоня за прибылью становится первоочередной задачей. Хузайфа бин аль-Йаман (радыяллаху анху) сказал: «Пророк сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел своими глазами, а теперь ожидаю и второй. И я дожил до такого времени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем вести торговые дела. Если человек был мусульманином, то он помнил о повелениях Корана и не пытался обмануть, а если он был христианином или иудеем, то долги обязательно возвращал правитель этой местности. А сегодня я не могу заключить сделку ни с кем, кроме давно знакомых людей!» (Бухари; Муслим).

Ислам призывает: непросто выдержать жёсткие условия современной конкуренции, но обеспечение качества продукции и достоверная информация о ней важнее прибыли. Иначе полученный доход не будет дозволенным и благословенным.

Share.