Каусар — бассейн, наполненный водой райской реки. Люди увидят его во время Кыямата, до того как попадут в Рай или в ад. Когда все начнут метаться в разные стороны от страха и неведения, мусульмане сразу направятся к этому бассейну, ибо их души будут спокойны. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сделал наставление верующим: «О, люди! Я уйду раньше вас и буду вас ждать в Раю у реки Каусар. Однако тот, кто стремится встретиться со мной, пусть бережёт свои руки и язык от грехов».
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Вода Каусара белее снега и жемчуга, чистота её отдаёт блеском, а на вкус она слаще мёда. Земля вокруг этого бассейна благоухает ароматом роз, его дно — из золота, а стены из драгоценных камней. Никогда не испытает жажду тот, кто выпьет из этой чаши. И сосудов будет столько, сколько звёзд на небе, и каждому Пророк лично вручит кубок. Аллах внушит Пророку, что не всем надо давать воду. Пророк тогда спросит: «Отчего, мойАллах, онжеиз моей уммы». И Аллах Тааля скажет: «Ты не знаешь, что они делали после тебя, как изменили путь твой (сунну)». После чего эти люди уйдут прочь, понурив голову» (Бухари, «Китабуль Рикак»; Ибн Маджа, «Китабуз-зухд»).
Во время хутбы на Арафате Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «В день Кыямата я буду ждать вас у Каусар и буду гордиться количеством мусульман, но смогу спасти не всех».
Он напутствовал ансаров: «Послеменявывпадетевэгоизм, будетепродвигатьсвоихродственников, справедливостьбудетзамененаколичествомнужныхсвязей. Такбудьтежетерпеливыми (не впадайте в эти грехи)донашейвстречиуКаусар» (Бухари, «Китабуль-Манакыбуль-Ансар).
Сура «аль-Каусар»
Причина ниспослания
Всевышний Аллах даровал наследникам Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) короткую жизнь. В день, когда умер сын Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям), на глазах скорбящего отца показались слёзы. Сахабы спросили: «Вы плачете?» Пророк ответил: «И я человек. Моё сердце так же печалится и на глаза наворачиваются слёзы».
В те времена арабы считали сыновей поводом для гордости и величия. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) проходил мимо Каабы, мушрики не преминули напомнить, что род его прервался. Эти слова опечалили Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). В утешение Всевышний ниспослал ему суру «аль-Каусар», где обратил внимание на дарованные блага и высокое положение перед Аллахом.
Толкование суры «аль-Каусар»
Сура «Каусар» — самая короткая в Коране и состоит из трёх аятов. В первом аяте Всевышний говорит: «Мы даровали тебе Каусар».
Слово «Каусар» имеет два значения. Первое происходит от арабского «кесир» — множество, изобилие. Аят подчёркивает, что Аллах одарил Своего Посланника великими благами как в мирской жизни, так и в вечной. На это же указывают и другие аяты Корана:
— Всевышний ниспослал Своему Пророку величайшее чудо — Священный Коран и научил его новым знаниям.
— в 94-й суре, «аш-Шарх», Аллах сообщил, что Он раскрыл грудь Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и для принятия великой миссии снял с него бремя грехов, возвысил его поминание и обещал облегчение после трудностей.
— Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) был дарован Мирадж и встреча с Творцом.
— Всевышний наделил Своего избранника правом на шафаат (заступничество за умму перед Аллахом).
Помимо этого Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) было дано множество благ.
Во втором аяте Аллах Тааля повелел Пророку быть признательным за эти милости:«Посему молись Господу своему (совершай намаз) и приноси жертву (зарежь жертвенное животное)».
Аят указывает, что наиболее близкое Аллаху состояние — это сажда, земной поклон. Всевышний призывает Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) обращаться к Нему с мольбами. Совершая намаз, человек погружается в поклонение и смиряется перед Аллахом душой и телом.
Второе, о чем сказано в аяте, — совершение жертвоприношения. Так человек приближается к Аллаху, отдавая самое дорогое. Он режет животных и расходует своё состояние ради Всевышнего, несмотря стремление к стяжательству.
Совершенно противоположные чувства испытывают высокомерные люди, которые отталкивают от себя рабов Аллаха и не ощущают необходимости в поклонении. Они не совершают жертвоприношения, опасаясь бедности, отказывают в помощи беднякам. Однажды люди спросили у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), почему Всевышний не отвечает на их дуа. Он пояснил: «Как же могут они быть приняты, если ваша еда, питьё и одежда — харам?»
Сура заканчивается словами: «Поистине, имя твоё Мы возвеличили, а ненавистник твой сам исчезнет».
Исламские алимы толкуют аят следующим образом. Всевышний утешает Своего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) тем, что его имя возвеличено и достоинство — велико. Дарованные ему религия, Коран и прекрасный нрав останутся навеки, а в Ахирате его ожидают нескончаемые блага. Слово «Каусар» означает «непрекращающееся добро» в противоположность слову «абтар» — «ограниченность, прекращение, отрезанность». Слепы те, кто ненавидит Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), они не знают Аллаха и погрязли в гордыне. Спустя 1400 лет покрыт забвением Абу Джахиль и его потомки, никто не желает принадлежать к его роду.
Между тем, быть сеидом, то есть вести происхождение от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) считается наивысшей честью. Его имя произносят во время азана, намаза, при свидетельствовании веры (шахады). Мусульмане всего мира славят Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и просят для него благословения Аллаха. С каждым днём увеличивается число его последователей, а Ислам продолжает распространяться по миру.
(Тафсир суры «Каусар» по книгам «Саффатут-Тафасир» Сабуни, «Истинная религия. Язык Корана» Эльмалылы Хамди Язар).
Сура «аль-Каусар» для заучивания с детьми
{youtube} lc3q6zdavDs {/youtube}