Расточительство, исраф, чрезмерность — это безрассудная трата того, что можно направить на благие дела. Когда говорят об исрафе, прежде всего приходит на ум расточительство материальное. Это понятие связано с деньгами и имуществом, но не ограничено только ими. Существуют расточительство духовное: переходить границы, установленные Всевышним, не прислушиваться к словам пророков, совершать скверные деяния, тратить жизнь впустую.
Давайте попытаемся разобраться и почитаем Коран. Во многих аятах употребляются слова исраф и мусриф — транжиры. Духовное расточительство намного страшнее материального, поскольку его последствия не ограничены только земным существованием, а распространяются на будущую жизнь.
Поэтому Всевышний Аллах в Коране особо отметил эти грехи. Человек пришёл на землю для того, чтобы совершать деяния, которые зачтутся в будущей жизни. Но из всего земного он сможет взять с собой в могилу только несколько метров ткани. Мирское существование со всеми его возможностями дано Всевышним как некий капитал. Мы используем это богатство, можем совершать поступки ради будущей жизни и таким образом обрести вечное блаженство. В суре «Тауба» говорится как раз об этом: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай. И они будут сражаться во имя Аллаха, убивая и погибая, в соответствии с истинными обещаниями от Него [, данными] в Торе, Евангелии и Коране. И кто же надёжнее в Своём обете, чем Аллах? Радуйтесь же сделке, которую вы заключили с Ним, ибо именно это и есть великий успех» (Сура «ат-Тауба», 9 / 111).
Люди получили жизнь в подарок от Всевышнего, поэтому Ему важно, на что мы её потратили и как при этом себя вели. Наше земное бытие является ещё и испытанием, кто какие будет совершать дела. Нечестивцы погрязнут в плохих поступках, искренние му`мины будут творить добро. Об этом тоже сказано в Коране: «Который сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям. Он — Великий, Прощающий» (Сура «аль-Мульк», 67 / 2).
Эти испытания готовят препятствия на жизненном пути человека. Земное бытие не похоже на течение полноводной и спокойной реки. Поэтому мы и пробуем на вкус все события, радостные и горькие, узнаём, какого цвета наши часы и минуты. Иногда человек ошибается, используя сокровища своей жизни: неправильно себя ведёт, преступает установленные границы. Это несоответствие люди и называют грехом. Тогда душа чернеет, сердце мутнеет, и человек перестаёт различать доброе и злое.
Есть большие грехи и малые, но известно одно: любой проступок всё равно разрушает духовную жизнь, а мусульманин испытывает огромный убыток на пути в будущую жизнь. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выразил это в хадисе: «Когда человек совершает один грех, то на его сердце появляется чёрное пятно. Когда он раскаивается в содеянном, делает тауба, то эта точка стирается. Если грехов много, то и нравственной черноты становится больше. Затем наступит момент, когда человек не сможет очиститься, и сердце полностью покроется пятнами». О таких людях говорится в аяте: «Так нет же! Деяния их окутали [пеленой] их сердца» (Сура «Мутафиффин», 83 / 14; Ибн Маджа, «Зухд», 29). Поэтому Всевышний Аллах повелевает грешникам обратиться к Нему и очиститься.
Расточительство в вере
Это не означает, что человек во что-то сильно верит и тем самым расходует иман. Наоборот, данную Всевышним потребность и способность он расходует на ширк (упорство в неверии). Мусриф замкнут на своих заблуждениях и глух ко всем советам и предостережениям пророков. В суре «Та Ха» говорится: «Так Мы расплачиваемся с теми, кто излишествовал и не уверовал в знамения Господа своего. А наказание в будущей жизни, конечно, более суровое и долговечное» (Сура «Та Ха», 20 / 127). Чтобы узнать, о ком здесь идёт речь, достаточно посмотреть на содержание двух предыдущих аятов. В них говорится о наказании людям, которые не воспринимали наставления Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «[И он] воскликнет: «Господи! Почему ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим». [Аллах] скажет: «Подобно тому как ты забыл Мои знамения, которые явились перед тобой, ты тоже будешь предан забвению сегодня»» (Сура «Та Ха», 20 / 125—126). Понятие исраф в этом контексте подразумевает игнорирование посланий Всевышнего.
О мусрифах — расточительствующих сказано в суре «Анбия»: «Потом Мы сдержали данное им обещание, спасли [от бедствий] их и тех, кого захотели, а преступающих [пределы дозволенного] погубили» (Сура «аль-Анбия», 21 / 9). Это люди, которые не следовали за пророками и называли их лжецами. Также в суре «Ясин» упомянуты те, кто не прислушался к посланникам, направляющим на истинный путь: «Они сказали: «Дурное предзнаменование — в вас самих. Неужели, если вас увещевают, [вы будете считать это дурным предзнаменованием]? Тогда вы — люди, преступившие пределы [дозволенного]!»» (Сура «Ясин», 36 / 19). Про них так и говорится: «вы — мусрифы», те, кто тратит впустую возможность обрести истинную веру.
В суре «Му`мин» Муса (алейхиссалям) общается с фараоном, и в двух аятах употребляется слово мусриф. Пророк пришёл к нему и поведал, что тот — всего лишь создание Всевышнего, что Аллах Един и Один. За это фараон захотел убить Мусу (алейхиссалям), но посланника защитил единоверец: «Некий верующий муж из рода Фир’ауна, скрывавший свою веру, вопросил: «Неужели вы убьёте мужа за то, что он говорит: «Мой Господь — Аллах»? Ведь он явился к вам с ясными знамениями вашего Господа. Если он лжец, то его ложь — во вред ему самому. Если же он говорит правду, то вас поразит хотя бы часть того, чем он вам угрожает. Воистину, Аллах не ведёт прямым путём тех, кто нарушает дозволения и лжёт» (Сура «Му`мин», 40 / 28). В этом аяте мусрифом назван тот, кто лжёт и клевещет на веру. Мусульманин из рода фараона предупреждает, что он вместе с подданными может попасть под гнев Всевышнего, от которого уже погибли племена Нуха (алейхиссалям), племена ад и самуд: «О, мой народ! Сегодня у вас — власть, вы владычествуете на земле. Но кто же поможет нам, если нас поразит кара Аллаха?» Фир’аун [в ответ] сказал: «Я указываю вам только на то, что сам вижу. Я веду вас только правым путём». Тогда тот, кто уверовал, воскликнул: «О, мой народ! Воистину, я опасаюсь, что с вами [случится то, что случилось] однажды с древними народами, наподобие того, что случилось с народами Нуха, ада, самуда и теми, которые жили после них. Ведь Аллах не любит притеснять рабов [Своих]. О, мой народ! Я опасаюсь за вас в тот день, когда люди будут взывать [друг к другу о помощи], в тот день, когда вы обратитесь вспять. Никто не охранит вас от Аллаха. Того, кто заблудился по воле Аллаха, никто не наставит на прямой путь» (Сура «Му`мин», 40 / 29—33). Затем этот человек напоминает, как поступили с пророком Юсуфом: «Прежде явился к вам Юсуф с ясными знамениями, но вы непрестанно подвергали сомнению то, с чем он к вам явился. Когда же он скончался, вы заявили: «Нет, после него Аллах не пошлёт пророка». Так Аллах вводит в заблуждение нарушающего дозволенное, сомневающегося» (Сура «Му`мин», 40 / 34). Значение слова мусриф раскрывается в следующем аяте: «Те, которые спорят о знамениях Аллаха безо всякого довода, дарованного им, ненавистны Аллаху и уверовавшим. Так Аллах налагает печать на сердце каждого гордеца, притеснителя» (Сура «Му`мин», 40 / 35). Из этих строк мы видим, что расточительствующими называют ещё и тех, кто боролся с пророками, призывающими на путь Всевышнего.
В суре «аз-Зухруф» говорится о Коране как об Откровении Всевышнего и Великой Книге. Эти строки обращены к мушрикам: «Он находится у Нас в «Матери Писания», он — Возвышенный, Мудрый. Неужели Мы станем лишать вас наставлений [Корана] из-за того, что вы — люди, нарушающие дозволенное?» (Сура «аз-Зухруф», 43 / 4—5). Здесь мусрифы — племена, которые не вняли предостережениям Всевышнего и придают Ему сотоварищей.
Расточительство в богослужении
Это не означает, что человек усердствует в поклонениях. Расточительство и богослужении — выполнение предписаний Всевышнего с недостатками или нежеланием. В суре «Ан`ам» говорится: «Он — Тот, кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок, — [в них] финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]. Вкушайте эти плоды, когда [сады] станут плодоносить, и давайте [нуждающимся] должное в день уборки, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих»(Сура «Ан`Ам», 6 / 141). Коран предупреждает: не оставляйте себя в затруднительном положении, когда даёте милостыню бедным. Хотя можно понять эти строки иначе: не расточительствуйте возможностью совершать добро, помогайте нуждающимся. Саид бин Мусейф и Мухаммад бин Кааб растолковывали этот аят следующим образом: не препятствуйте садака, не бунтуйте против Всевышнего (Ибн Кясир, «Тафсир», 2 / 182).