Многих удивляет так называемая «дружба» между Саудовской Аравией и США — на первый взгляд, идеологически несовместимых стран. Но особые отношения между государствами начали строиться уже в 1930-х годах. В обмен на гарантии безопасности дома Саудов, обеспечиваемые США, король Абдулазиз подписал эксклюзивную концессию с американскими компаниями и позволил им разрабатывать нефтяные месторождения на востоке страны. В дальнейшем и по сей день нефть и военная безопасность становятся ключевыми пунктами во взаимоотношениях США и Саудовской Аравии.
В 1944 году администрация Рузвельта объявила о послевоенной нефтяной политике, предполагающей поиск месторождений за пределами США для обеспечения экономической безопасности. Поэтому американские компании стали ещё активней внедряться в саудовскую экономику. Chevron переименовала свою «дочку» в Arabian American Oil Company (Aramco), а также привела в регион крупнейших партнёров — Mobil, Exxon и Texaco. Усилия увенчались успехом — в 1948 году было обнаружено крупнейшее месторождение нефти Ghawar, которое до сих пор обеспечивает основную часть экспорта.
Однако Саудовская Аравия не получала должной прибыли с продажи нефти — основная часть доходов оседала на счетах транснациональных корпораций. Несправедливое распределение нефтедолларов подтолкнуло руководство Директората нефтяных и горных дел королевства обратиться к другим странам-экспортёрам нефти для защиты своих интересов. В результате появился картель ОПЕК, позволивший регулировать цены и объём добычи. Его создание не сразу повлияло на взаимоотношения Саудовской Аравии и Соединённых Штатов. Ударом для экономики США стал «арабский бойкот» в 1973 году, когда в ответ на поддержку Израиля в войне с Египтом страны ОПЕК объявили эмбарго в поставках нефти в Америку. В 1973—74 годы цены на «чёрное золото» взлетели в 4 раза, а доходы Саудовской Аравии возросли с $8,5 млн до $35 млн. В это же время было принято решение о национализации Aramco, которое завершилось к 1980 году. Казалось бы, наступила эра независимости королевства от американских компаний, однако это оставалось лишь иллюзией.
CША не отвернулись от своего арабского партнёра. Напротив, бросили силы на восстановление разрушенных связей и предотвращение повторных эмбарго. Кроме того, Америка хотела вернуть потерянные миллиарды, и вот как. К моменту стремительного взлёта Саудовская Аравия не обладала ни профессиональными, ни техническими, ни институциональными ресурсами: разбогатевшие арабы не знали, что делать с внезапно появившимся богатством. Естественно, это поняли американцы и постарались убедить правящую верхушку в необходимости перемен. В результате переговоров появилась Американо-саудовская совместная экономическая комиссия JECOR, которая была призвана реализовывать программы по модернизации королевства силами американских компаний на саудовские деньги1.
Так США получили долгосрочный и надёжный источник доходов: модернизация предполагала не только работу в строительной, инжиниринговой, оборонной сферах, но и постоянное обслуживание и контроль со стороны американских компаний. Также Вашингтон добился гарантированных поставок нефти по приемлемым для США ценам — на 6—7 долларов за баррель ниже, чем у других экспортёров. Также Саудовская Аравия должна была покупать американские государственные ценные бумаги, проценты по которым использовались для оплаты услуг иностранных компаний. Результат сделки между США и Саудовской Аравией впечатляет: «Модернизирован каждый сектор экономики королевства, от сельского хозяйства и электроэнергетики до образования и телекоммуникаций», — резюмирует писатель Дж.Перкинс. Очевидно, что платой за преобразования Саудовской Аравии стала независимость.
На протяжении тридцати лет экономическое сотрудничество медленно и неуклонно развивалось, переходя через спады и подъемы, которые часто зависели от личных симпатий американских президентов к Саудовской Аравии. С приходом к власти Барака Обамы отношения получили новый толчок: как показывает статистика, товарооборот (без поставок оружия) между двумя странами за 11 лет по сравнению с 2000 годом вырос в три раза и составил более 60 млрд. долларов. По данным 2011 года, Саудовская Аравия — на восьмом месте среди товарных импортёров в США. Основную часть экспорта составляет топливо, продукты органической химии, железо и сталь. Денежное выражение саудовских товарных поставок в Америку превышает практически в два раза американский, но при этом рынок Саудовской Аравии весьма перспективен для США. Штаты экспортируют транспортные средства, продукты машиностроения, оптические и медицинские инструменты, сельскохозяйственную продукцию, самолетную технику и коммерческие услуги. Саудовская Аравия между тем продолжает финансировать долг экономики США, размещая активы в американских государственных ценных бумагах.
В 2011 году США поставили рекорд по международным поставкам вооружений, причём половина пришлась именно на Саудовскую Аравию и составила 33,4 млрд. долларов. Для сравнения, продажи военной техники Российской Федерацией за рубеж в этот же период не превысили 12 млрд. долларов. Очевидно, что и по сей день США являются для Саудовской Аравии гарантом безопасности, особенно при нестабильности в регионе.
Однако прогнозировать дальнейшее развитие взаимоотношений между королевством и Штатами довольно сложно. Если раньше Саудовская Аравия интересовала США как основной поставщик нефти, то теперь ситуация меняется. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2020 году Америка может выйти на первое место в мире по добыче нефти, обогнав Саудовскую Аравию и Россию, и полностью отказаться от импорта топлива благодаря успешным разработкам сланцевых месторождений. А это значит, что мировые цены на нефть начнут падать и влияние Саудовской Аравии станет снижаться.
Похоже, странам-экспортёрам нефти пора задуматься о возможностях диверсификации экономик. Саудовская Аравия обладает достаточным количеством ресурсов, чтобы развивать и другие сферы производства. Конечно, не стоит ожидать, что США полностью откажется от своего арабского партнера, так как помимо экономических отношений страны связывают политические обязательства. Но попытаться уменьшить зависимость саудовской экономики от внешних поставщиков, наверное, стоит.
1 Подробнее о процессе переговоров и истинных намерениях США по отношению к Саудовской Аравии можно прочитать в книге Джона Перкинса «Исповедь экономического убийцы».