Всевышний предписал делиться полезным знанием. И предпринимательская деятельность как форма поклонения Аллаху тому не исключение.
В Коране не раз подчёркивается, что человек был создан для поклонения Всевышнему. Бог дал ему этот мир в пользование до Судного дня. Каждому Аллах определил его призвание и место в жизни, наделив индивида соответствующими способностями и талантами. Другими словами, Он создал для человека определённое поприще, на котором тот способен зарабатывать себе на жизнь. И всё это для того, чтобы человек, реализуя свои задатки в лучшем виде, приносил пользу себе, своей семье, окружающим, обществу — поклонялся Господу.
Так, некоторых из людей Творец наделил организаторскими способностями, качествами лидера, торговой смекалкой, умением быстро завершать дела, качественно воплощать идеи в жизнь и управлять другими. На них лежит огромная ответственность. Но чем больше способностей у человека, тем выше уровень его ответственности: необходимо строго соблюдать права Всевышнего, права других людей, права всех живых существ. Эти деятели должны строго опираться на знание разрешённого и запрещенного в Исламе, владеть знаниями основ законодательства. Для того чтобы построить на этом основании эффективный бизнес, необходим профессиональный и грамотный подход к его организации и управлению.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил о том, что «важнейшей обязанностью мусульманина является получение знаний». Предпринимателю следует сделать основой своего характера и отношения к людям правильные знания Ислама, на основе которых выстраивать свою профессиональную деятельность (менеджмент), уметь собирать необходимую информацию о рынке, потребителях, продуктах, которые он собирается производить или продавать. Предпринимателю следует понимать, что продуманный подход к ведению дел, подход, основанный на законах честного бизнеса, угоден Создателю всего сущего. Мусульманин должен знать, как нужно строить отношения с потребителями, сотрудниками, поставщиками, государством, чтобы соблюсти их права и защитить свои интересы в соответствии с Кораном — Книгой Всевышнего Аллаха.
Взаимоотношения с потребителями
Любое дело должно быть в первую очередь полезным. Сомнительным и запретным является бизнес, основанный на удовлетворении потребностей «нафса» — низших устремлений человека. Дело предпринимателя будет на верном пути, если производимый продукт или услуга необходимого качества будут служить удовлетворению здоровых потребностей общества, приносить реальную пользу потребителям.
Немаловажным условием правильного ведения бизнеса является справедливое ценообразование. Цены на товары и услуги должны быть умеренными, обеспечивающими нормальное функционирование и развитие бизнеса с определенной прибылью, но без перехода границ неумеренности.
Чтобы цена была справедливой, она должна соответствовать качеству товара. Есть такие аяты Корана, в которых указывается на то, что люди должны внимательно взвешивать товар, дабы не совершить неправедного поступка, который к тому же строго карается: «Те, что вершили зло и погрязли в грехах, — обитатели ада на вечные времена» (Сура «аль-Барака», 2/81).
Отношения с сотрудниками
Сотрудники — это люди, находящиеся в подчинении руководителя, за которых он несёт ответственность. Руководитель отвечает за условия, в которых работает персонал; за их материальную и моральную удовлетворенность, за здоровые деловые отношения внутри коллектива, основанные на доверии, взаимопонимании и взаимопомощи.
Достойный звания делового человека — руководитель — должен заботиться о тех, которых Аллах направил ему в подчинение, платить справедливую зарплату, делать отчисления в Пенсионный фонд, оплачивать больничные и отпуска.
Отношение людей друг к другу, независимо от уровня подчиненности, является стержнем Поклонения Господу. Ибо перед Всевышним все равны, а более близкий Ему тот, кто обижен. Всевышний Аллах повелевает справедливость и доброту по отношению к людям, независимо от ранга человека.
Аллах будет доволен человеком, если его подчинённые с удовольствием ходят на работу, а вечером с удовлетворением от своего труда возвращаются домой. Если в деятельности предприятия будут чётко обозначены цели, то у сотрудников не возникнет чувства дискомфорта и нежелания работать. Для этого на фирме должна быть хорошо продуманная, ясная система оплаты труда, чтобы каждый сотрудник, получая зарплату, знал, из чего она складывается.
Прежде всего руководитель должен делать то, что требуется от него для нормальной организации труда персонала, а затем уже требовать от сотрудников добросовестного отношения к работе. На фирме должны быть чётко установлены должностные обязанности каждого сотрудника. Более того, каждому руководителю следовало бы советоваться с сотрудниками, планируя те или иные дела фирмы, выслушивать их мнения о лучшем решении той или иной проблемы, проявлять к ним искреннее внимание и уважение. Если же возникнут какие-либо нарушения в работе подчинённых, начальнику не следует сразу же применять какие-либо санкции в отношении его, а разобраться в причинах и возможно объяснить, как надо правильно выполнять ту или иную обязанность. Руководитель, если он верующий, в первую очередь должен видеть лучшие качества своих подчиненных, без необходимости не запугивая их штрафными санкциями и увольнением. Господь создал этот мир таким, что в благоприятной среде сотрудники работают эффективнее, и это научно доказанный факт. Поэтому хорошее отношение к сотрудникам окупится сторицей. Посеянные семена внимательного отношения к коллегам дадут всходы в их отношениях между собой и с клиентами фирмы. Соответственно, улучшится уровень корпоративной культуры и повысится качество обслуживания потребителей, фирма получит конкурентное преимущество. Хорошо, когда руководитель любит своих подчинённых, помогающих зарабатывать ему на жизнь. Надо быть благодарным Богу и людям (сотрудникам, клиентам, партнерам) за успехи и достижения компании. В Коране об этом говорится: «Воздавайте [Аллаху] благодарность». Но мало кто из Моих рабов благодарен» (Сура «ас-Саба»,34/13).
Взаимоотношения с поставщиками
Одним из установлений Ислама является требование исполнения верующим заключённого им договора. Предприниматель, заключивший договор на поставку (приобретение) товаров или услуг, должен строго придерживаться условий договора и выплачивать стоимость товаров и услуг в установленный договором срок.
Отношения с государством
Любой человек по воле Всевышнего рождается и живёт в той или иной стране, которая является его Родиной. Государство обеспечивает обучение детей, защиту своих граждан, здравоохранение, транспортную инфраструктуру и т.д. Соответственно верующий должен соблюдать свои обязательства перед государством, должен платить законно установленные налоги. При этом налоги надо платить разумно, выбирая наиболее оптимальный путь, предоставленный законодательством.
Правильно ли уклоняться от уплаты налогов? Если кто-то платит налоги, а кто-то нет, справедливо ли это? Государство действует, выполняет свои функции, пусть не всегда идеально. Граждане, участвующие в этом процессе, обязаны платить налоги. Если же кто-то скрывается от их уплаты, значит, живёт за счёт других добросовестных налогоплательщиков.
Некоторые могут возразить, что расходы бюджета не всегда прозрачны. Возможно. Но это не избавляет нас от наших обязанностей. Каждый будет отвечать за себя. Налогоплательщик — за свою добросовестность. Его не спросят о делах других, т.е. не будет ему оправдания в виде объяснения что «все так делали, и я так делал». Госслужащие — за свои дела, за то, насколько справедливо и честно они выполняли свои обязанности. Их не спросят о делах других. Каждый будет отвечать за свои дела и за тех, кого он сбил с пути. Таким образом, греховные дела одних не являются оправданием для греховных дел других.
Благотворительность
В Коране сказано: «Это Писание, в [божественном ниспослании] которого нет сомнения, — руководство для богобоязненных, тех, которые веруют в сокровенное, совершают намаз, раздают милостыню из того, что мы определили им в удел…» (Сура «аль-Бакара», 2/2-3). Благотворительность, помощь нуждающимся и тем, кто попал в беду — обязанность мусульманина. Доброе сердце может отдавать легко и искренне. И такое сердце получит от Всевышнего особую награду в будущем. Мусульманин должен сознавать, что в его имуществе всегда есть доля нуждающегося, которую тот должен получить по праву. В обязанности мусульманина входит отдать причитающийся долг своевременно и по назначению.
Всевышний Аллах устроил этот мир испытанием. В окружающем нас обществе много нуждающихся людей — это инвалиды, дети-сироты, старики, больные, или потерявшие свой кров по причине войн и стихийных бедствий. Всевышний Аллах говорит: «Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете её. Совершайте намаз, давайте закят и преклоняйте колени вместе с преклоняющими» (Сура «аль-Бакара», 2/42-43). Господь устроил этот мир таким, что от отношения людей к инвалидам и нуждающимся зависит благополучие не только отдельного человека, но и всего общества.
По воле Всевышнего наступит такой период духовного и материального развития, когда мы сможем помогать людям, лишённым здоровья, и неимущим справляться со своими проблемами, чувствовать себя полноправными членами общества. Помогать инвалидам, быть чуткими к их положению — значит, например, в проектах строительства зданий учитывать особенности инвалидов, в местах общественного пользования создавать все необходимые для них условия. Подобное положение для всех жителей страны станет благом. Всевышний Аллах за каждое совершенное хорошее дело награждает изобилием и особой благодатью.
Своими делами и отношением к людям мы должны сами предоставить возможность щедрости Всевышнего проявиться в нашей жизни. Если человек хочет, чтобы Аллах был щедр к нему, сначала ему следует самому проявить эту щедрость по отношению к людям, нуждающимся в ней. Об этом доходчиво говорится в Коране: «Те, кто тратит своё имущество во имя Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе — сто зёрен: ведь Аллах воздает сторицей, кому пожелает. Аллах — всеобъемлющий, всезнающий» (Сура «аль-Бакара», 2/261). Или ещё: «Те, которые тратят своё имущество, ради обретения благоволения Аллаха и ради того, чтобы укрепить свои души [в вере], подобны саду на холме: если его оросит ливень, он приносит плоды вдвойне. Если же его не оросит ливень, то окропит хотя бы моросящий дождь. Аллах видит то, что вы вершите» (Сура «аль-Бакара», 2/265).