Современники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) вставали на ночную молитву, предпочитая теплым постелям и сну обращение ко Всевышнему, совершение зикра и чтение Корана. Дополнительная ночная молитва совершается в последнюю треть ночи — благодатное время для истигфара и дуа. И поэтому эта часть суток имеет огромное значение для верующих (Хайсами, VII, 47; Мубарекфури, «Тухфатуль-Ахфази», II, 473—474; Ибни Хаджар, «Тальхисуль-Хабир», IV, 206). Всевышний Аллах в Коране говорит: «Только малую часть ночи предавались они сну, а уже на заре они молили о прощении» (Сура «аз-Зарият», 51 / 17—18).
Проходящие мимо домов мусульман люди слышали голоса верующих, читающих зикр и Коран, и сравнивали эти звуки с гудением пчелиного роя. Кады Бейдави (рахматуллахи алейх) так рассказывал об этом: «Когда для уммы стало фардом совершение ежедневного пятикратного намаза, а предрассветная ночная молитва — Сунной, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ночью выходил из своей обители и слышал, как в домах сахабов стоял гул словно в пчелином улье. Это мусульмане читали Коран, совершали зикр и тасбих» (Анварут Танзиль, IV, 111).
Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Я хорошо знаю голоса представителей племени ашари — обладателей доброго сердца. Они заходят в свои дома и читают Коран. Во время походов ночью я могу определить место их стоянки по звукам, исходящим от их стана, если даже не знаю, где они днем остановились» (Бухари, «Мегази», 38).
Благочестивая Айша (радыяллаху анха) рассказывала: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал в моей комнате намаз тахаджуд. Он услышал голос Аббада, который молился в мечети, и спросил: «О, Айша, это ведь голос Аббада?». Я кивнула. После чего супруг мой помолился за него и сказал: «О, мой Аллах! Прояви по отношению к Аббаду своё милосердие» (Бухари, «Шахадат», 11).
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) 8 или 9 ночей откладывал совершение ночного намаза до последней трети ночи. Абу Бакр (радыяллаху анху) попросил его: «О, Пророк Аллаха! Если совершать ночной намаз чуть пораньше, то нам будет легче просыпаться для богослужения». После этого Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) стал начинать тахаджуд раньше (Ахмад, V, 47).
Благочестивый Умар (радыяллаху анху), когда вставал на ночной намаз, делал такое дуа: «О, мой Всевышний! Ты видишь место, где я нахожусь. Ты знаешь о том, что мне нужно. О, мой Аллах! Сделай так, чтобы я стал таким Твоим рабом, у которого решены все проблемы и удовлетворены все потребности, который освобождён от различных страхов и опасностей, который сию же минуту готов исполнить Твои повеления. Таким рабом, у которого принимаются молитвы, которому прощены ошибки и к которому Ты проявил Свою Милость». После совершения намаза тахаджуд он произносил такую молитву: «О, мой Аллах! Я не вижу на земле ничего, что остаётся вечным и неизменным. О, мой Аллах! Сделай меня тем, кто на этой земле несёт людям истинные знания и умеет мудро молчать. О, мой Аллах! Не давай мне много мирских благ, чтобы я не испортился. И в то же время не повергай меня в бедность, чтобы я не оставил свои богослужения и помнил о своей ответственности перед Тобой. Нет сомнения в том, что небольшое состояние, которое не заставляет забывать основное предназначение человека, намного благостнее богатства, из-за которого раб отдаляется от богослужения, зикра и от ответственности» (Ибн Аби Шайба, «Мусаннаф», VII, 82).
Однажды у Айши (радыяллаху анха) спросили:
— Кого из людей Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) любил больше всех?
— Свою дочь Фатиму.
— А кого из мужчин?
— Её мужа.
— Почему?
— Насколько я знаю, потому что он постоянно постился и совершал много ночных намазов (Тирмизи, «Менакыб», 60 / 3874).
Амир бин Рабия придавал огромное значение намазу тахаджуд. И умер, совершив его. Это случилось во времена смуты в обществе. Ему приснилось, что кто-то сказал: «Вставай! И попроси Всевышнего, чтобы Он защитил тебя так же, как оберегает своих праведных рабов от фитны». Бин Рабия проснулся и совершил намаз, а после него почувствовал себя плохо и умер, не успев увидеть раздора между людьми (Хайсами, IX, 301; Ибн Аби Шайбе, «Мусаннаф», VI, 362 / 32044).
Чувствуя приближение смерти, табиин Амир бин Абдикайс заплакал. Окружающие спросили его о причине слёз. «Я плачу не из-за страха кончины и не от того, что боюсь разлучиться с мирским, а потому что после смерти я не смогу в жаркие дни соблюдать пост, а по ночам — вставать для совершения богослужения», — сказал он (Захаби, «Сияр», IV, 19).
Ночь — это то время, когда поклонение приносит наибольшую пользу, когда принимаются молитвы и просьбы о прощении, когда отпускаются грехи, а тело становится здоровым. Возрождать ночное богослужение значит обрести истинное богатство, о котором гласит аят Корана: «Скажи: «О Аллах! Властелин царства! Ты даруешь владычество, кому пожелаешь, и отнимаешь владычество, у кого пожелаешь; возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В Твоей деснице — благо. Воистину, Ты над всем сущим властен» (Сура «Али Имран», 3 / 26; Хадими, «Меджмуатур-Рисаил», («Рисалятуль Васыйе ва Насиха»), стр. 194).