«Туры в Узбекистан — это гостеприимство и открытость узбекского народа, ароматный плов и хрустящие лепёшки, изобилие натуральных вкусных овощей и фруктов, выросших под щедрым узбекским солнцем!» — гласит яркая туристическая брошюра. Красочные описания завлекают и завораживают, заставляя читателя мысленно заглянуть в заначку с отложенными на отдых средствами. Стоит ли пытаться рассмотреть то, что происходит в том, другом, не включённом в экскурсионный маршрут Узбекистане? Так ли хорошо живётся самим его гражданам?
Поговорим о герое Узбекистана под номером один, Исламе Каримове. Министр финансов, позднее — заместитель председателя Совета министров, первый секретарь ЦК КПУз, 24 марта 1990 года избран президентом республики Узбекистан.
Личность его крайне неоднозначна. Его называют диктором и тираном, а просачивающаяся в прессу информация заставляет задаться вопросом — действительно ли подобные вещи имеют место в современном цивилизованном мире?
Хлопок — традиционная узбекская сельскохозяйственная культура, которая, несомненно, имеет огромные ресурсные возможности. «Политика Узбекистана в этой области характеризуется сохранением стабильных объёмов производства волокна при непрерывном повышении его качественных и технических параметров», — сообщает правительственный портал. Каким же образом производится сохранение стабильных объёмов, объясняют уже неофициальные источники.
Ежегодная принудительная работа жителей Узбекистана на полях приносит немалые доходы Каримову и небольшому кругу приближенных особ. Механизация почти минимальна. Президент признавал, что в девяностых годах комбайны собирали 40% урожая; к двухтысячному показатель уменьшился ровно в десять раз — с помощью комбайнов было собрано всего 4 процента хлопка.
Под призыв попадают все, в том числе и дети. Из года в год поднимается вопрос об их участии в этой нелёгкой работе. В 2007 году журналистам Би-Би-Си удалось снять, как тысячи детей трудятся на полях, на что узбекские дипломаты ответили миру: проблема детского труда уже 15—20 лет назад утратила актуальность.
«Я своими глазами видел в Сырдарьинской области, как дети на полях собирали хлопок. Все школы в это время, как правило, закрываются. Страшное зрелище. С момента провозглашения независимости Узбекистана ровным счётом ничего не изменилось в горькой участи этих несчастных людей. Как бы ни отрицали официальные власти, рабское использование детского труда — факт, который остаётся фактом. Этому кошмару не видно конца!!!» – говорит анонимный очевидец.
Последний сезон-2012 отличался отказом от массового вывоза школьников на поля, однако несовершеннолетние по-прежнему трудятся на благо «отечества».
Почему молчит национальная пресса? Дело в том, что журналисты, которые осмеливаются критиковать политику диктаторского режима Ислама Каримова, странным образом подвержены «случайным нападениям хулиганов». Угрозы и слежка, фабрикация уголовных дел — ничто не ново под «щедрым узбекским солнцем». Пытки же в судебной системе Узбекистана применяются систематически.
Но заставить молчать «свою» прессу Каримову показалось мало. Узбекская служба национальной безопасности регулирует доступ к глобальной сети, заставляя провайдеров интернет-услуг блокировать «нежелательные» новостные сайты. Находящиеся в информационном вакууме рабы, как правило, покорнее.
И всё же полный контроль невозможен. С некоторых пор портреты с изображением главы державы, висящие в каждом кабинете всех учебных заведений страны, требуют отдельной охраны. Преподаватели признаются, что изображения стали постоянным предметом охоты учеников, стремящихся украсить их на свой манер или просто изложить в бранной форме свои мысли и пожелания относительно президента.
В этом году Исламу Каримову исполнилось 75 лет. За годы своего правления президент систематически «обезвреживал» каждого, кто мог бы стать его преемником. Так как глава державы не имеет сыновей, вопрос, кто же займёт президентское кресло, остаётся открытым. Возможно, не только по причине отсутствия желающих, скорее, из опасения последних о собственном благополучии. Весть же о перенесённом инфаркте, облетевшая в конце марта нынешнего года все новостные ленты, сделала тему как никогда актуальной.
В последнее время в Узбекистане усилилась «охота на ведьм». Поиск «исламских экстремистов» проводится органами с завидным рвением, словно им был поставлен план, который те стремятся перевыполнить. Суды, проходящие в закрытом режиме, не позволяют оценить степень адекватности предъявленных обвинений.
«Людей под благовидным предлогом приглашали в милицию, потом везли в суд, где за выдуманное административное нарушение им давали по 15 суток, но вместо спецприёмника в массиве Панельный доставляли в городской следственный изолятор, где уже начинали с ними «работать», — говорит руководитель инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат Икрамов.
Это лишь малая толика того, что происходит за кулисами экскурсионных туров. Торговля наркотиками, репрессии верующих, расстрел мирной демонстрации. Всё это более походит на сюжет фильма с гипертрофированным изложением фактов, нежели на реальность. Но, как ни печально, события имеют место быть. Совсем недалеко. В благодатном крае Узбекистан под предводительством бессмертного юртбоши Ислама Каримова.