В существовании человека проявляется любовь, которая становится лучшей пищей для души. Сердца, наполняясь любовью к Аллаху, постигают мудрость и сокровенный смысл творения, обретают покой и душевное равновесие. Это чувство лежит в основе всякой, согласной с шариатом, любви. Так в душе мусульманина рождается любовь к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), праведникам, родителям, детям, умме и ко всем созданиям. Во время похода на Мекку Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) изменил место ночлега своего войска, чтобы не потревожить кормящую щенят собаку.
Любовь пробуждает милосердие, и потому он предостерёг человека, который точил нож на глазах у жертвенного животного: «Неужели ты не можешь сделать это в месте, недоступном для взора овцы?»
Любовь и милосердие
В Священном Коране чаще всего упоминается сыфат Всевышнего — ар-Рахман — Всемилостивый, который проявляется в милосердии. Истинная близость к Аллаху измеряется любовью и состраданием человека. Поэтому необходимо наполнить сердца любовью к Аллаху, а затем совершать ради Него богоугодные деяния. Среди всех созданий Всевышний больше всего любит человека, поэтому Он сотворил Адама в Раю. Ради испытания Аллах ниспослал людей в этот бренный мир, поручив служить Ему. Желание Создателя — наше возвращение в Рай к Его милости. В Коране велено: «Вернись к своему Господу снискавшей радость и довольство! Войди в мой Рай!» (Сура «аль-Фаджр», 89 / 28, 30).
Для каждого человека настоящее возвращение — к Аллаху. Другими словами, дорога обратно в Рай.
Уроки любви
Все пророки и аулия, стремясь заслужить довольство Аллаха, обучались любви. Священный Коран был ниспослан именно для того, чтобы человек мог достичь надлежащей степени служения Господу в атмосфере постижения истинной веры (хидаят). Все произведения, написанные в свете Корана, стремились растолковать тайны любви. «Маснави» Д. Руми содержит двадцать шесть тысяч двустиший — бейтов и представляет послание любви, мухаббат-нама. Поэт сказал: «Мой дорогой! Понимай и воспринимай любовь как атрибут — сыфат Всевышнего Аллаха! Даже если ты похож на твёрдый камень или кусок мрамора, то благодаря полному любви сердцу ты превратишься в драгоценный бриллиант. Однако без любви даже воск станет твёрдым, как железо».
Любовь — это тайна, с которой утихают боль и страдания, исцеляются тяжкие недуги, а души очищаются от грязи. В «Маснави» есть бейт: «С любовью воскресает мертвец, из-за любви падишах становится рабом. Благодаря любви темница превращается в розовый сад, а огонь — в свет».
Как много скорбей и печалей под действием любви оборачиваются милосердием. Однако такое чувство присуще лишь мудрецам — арифам как итог их знания, просвещения и прозорливости. Настоящая любовь подразумевает искренность по отношению ко Всевышнему и его творениям. Один из примеров — плач притесняемых животных, которые обратились за помощью к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям).
Слеза любви
Известно, что во время проповедей Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) опирался на одну из балок мечети, сделанную из финиковой пальмы. Наступил день, когда количество пришедших послушать его сахабов увеличилось настолько, что многие из-за многолюдности перестали видеть лицо Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Вскоре в мечети был сооружён минбар, но когда он впервые поднялся на трибуну, произошло удивительное событие. Пальмовый пень, на который ранее опирался Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), начал громко плакать с болью и обидой. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) тут же сошёл с минбара, провёл по нему рукой и успокоил страдания.
Пальмовый пень проявил любовь к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) подобно стонущему от душевных мук и тоски человеку. Именно это и есть сила любви, которая является пристанищем и спасением всех созданий, в которой нуждается всё сущее. Одним из многочисленных её проявлений в эпоху благоденствия стала история верблюда.
Благо любви
Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) заглянул в сад одного из ансаров и увидел там верблюда. При виде Учителя он простонал и заплакал. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) направился к верблюду и ласково погладил за ушами, успокоив его, а затем спросил, кто хозяин животного. Отозвался один юноша, житель Медины, которому Пророк сказал с укором: «Разве ты не боишься гнева Аллаха за верблюда, любезно пожалованного тебе? Животное жалуется на тебя, ибо что ты крайне изматываешь его и оставляешь голодным!» (Абу Давуд, «Джихад», 44 / 2549).
Подобные примеры любви и милосердия проявляли благочестивые последователи пророков, духовные наследники пророков, сделав их правилом и формулой жизни. Они стали образцом для всех верующих.
Жалость и сострадание
Праведник Баязид Бистами (рахматуллахи алейхи) испытывал столь сильную любовь к Богу, что ощущал в сердце страдания каждого создания. Однажды он увидел, как люди крайне жестоко избивали лошадь, и из ног несчастного животного обильно текла кровь. В это мгновение у праведника тоже начала сочиться кровь из голени.
Во время одного похода Баязид Бистами (рахматуллахи алейхи) отдыхал в тени раскидистого дерева. Вскоре он продолжил путь и вдруг заметил на походной сумке муравьёв, которые прежде ползали в месте привала. Чтобы не лишать их родного гнезда, праведник тотчас повернул назад и оставил насекомых под тем же самым деревом.
Это примеры проявления сострадания к творениям Всевышнего, вызванных любовью к Аллаху. Так проявляется глубина чувств му`мина. В хадисе сказано: «Одна женщина попала в ад, так как оставила свою кошку голодной и погубила её. И заслужила прощение грешница, которая напоила водой страдающую от жажды бродячую собаку из своей туфли».
Милость Аллаха порой зависит от маленького благодеяния или большого доброго дела. В то же время Его гнев может обрушиться из-за незначительного проступка, а иногда — из-за чрезмерных грехов. Поэтому мусульманам всегда следует поступать, ориентируясь на повеления Всевышнего.
Любовь к Аллаху помогает человеку достигнуть зрелости и счастья в обоих мирах, придаёт бодрость духа. Самым сильным стремлением аулия всегда была любовь. Д. Руми заметил: «Возлюбленные праведники Аллаха подобны рыбам в океане любви — они никак не могут утолить жажду встречи с Ним. И ты также живи рядом с благочестивыми людьми, приобрети их милость, благосклонность, расположение и духовную силу, оставайся молодым, полным жизни с божественной любовью!»
Высшее проявление любви
Самое значительное проявление любви ко Всевышнему — очищение души от всего земного, особенно от страсти к мирским благам, зависти, ненависти и презрения. Если эти чувства не вытеснены из сердца, значит, любовь ещё не поселилась в нём. Люди, в чьих сердцах живёт это чувство, далеки от пустых, злобных распрей и споров, свойственных светскому обществу. Они лишь стремятся ко встрече с бесконечностью, а потому их жизнь в обоих мирах протекает в атмосфере счастья, покоя и душевного равновесия. И даже в самые критические времена они смогут избежать духовного краха и моральной деградации, оставаясь всегда полными жизненных сил.
Пусть же Всевышний Аллах поможет нам прожить жизнь в атмосфере истинной любви. Пусть в полной горя и бедствий земной жизни Он пожалует процветание и осчастливит нас благоденствием в Раю. Аминь!