facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Соседи мусульман

0

Мы несём ответственность за тех, кто живёт рядом с нами. Мы обращаемся к ним за помощью, делим беды и радости, поэтому Ислам призывает поддерживать добрососедские отношения. Это повеление записано в Коране: «Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с Ним никого. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете. Воистину, Аллах не любит гордецов, спесивцев» (Сура «ан-Ниса», 4 / 36).

 

Добрососедские отношения настолько значимы, что приравниваются к родственным узам. В хадисе сказано, что живущие рядом с нами делятся на три группы. Первые — это немусульмане, которые обладают правами только соседей. Вторая группа — соседи-мусульмане. Они имеют также права братьев по вере. Третьи — мусульмане-родственники, которые близки как соседи, родственники и единоверцы (Хайсами, 8, 164).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) постоянно напоминал сахабам о соблюдении прав соседей: «Когда ты готовишь суп, налей больше воды. Потом подумай о своих соседях, и если кому-то нужна помощь, деликатно предложи её» (Муслим, «Бирр», 143).

Хадис подчёркивает, сколь важно делиться даже малым, не говоря уже о достаточных запасах пищи. К тому же разбавленный суп становится менее вкусным. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставляет: «Когда вокруг тебя много голодных, неуместна тяга к разнообразным вкусовым ощущениям. Мусульманин должен заботиться о тех, кто нуждается».

В другом хадисе говорится: «Не мусульманин тот, кто ложится спать сытым, в то время как сосед его голоден» (Хаким, 2, 15).

Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) так обращался к женщинам-сахабам: «О, мусульманки! Угощайте друг друга, даже если предложенное будет лишь маленьким кусочком мяса» (Бухари, «Адаб», 30; Муслим, «Закят», 90).

Всё предложенное соседями следует принимать с благодарностью, поскольку это проявление уважения. Соблюдение прав соседей — это и служение Аллаху. Сахабы, которые стремились во всём походить на своего любимого наставника, неизменно соблюдали этот принцип. Однажды Абдуллах бин Амр (радыяллаху анху) зарезал барана. Позже он с тревогой спросил у супруги: «Оставили ли мы долю для нашего соседа-иудея?» Сахаб слышал от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), что Джабраил постоянно напоминал тому о хорошем отношении к соседям (Абу Давуд, «Адаб», 122—123; Тирмизи, «Бирр», 28).

Ибн Умар (радыяллаху анху) рассказывал о живших в некоей местности сахабах. Как-то раз одному из них прислали голову барана в качестве садака. Он передал её семье своего соседа, решив, что они больше нуждаются в пище. Второй сосед передал третьему, а тот в свою очередь подумал о четвёртом. Так мясо, обойдя все дворы, вновь вернулось в первый дом (Хаким, 2, 526).

Благочестивая Айша (радыяллаху анха) однажды спросила у супруга, кому из двух соседей прежде всего следует дать садака. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дай тому, чья дверь ближе всех к твоей» (Бухари, «Адаб», 32). Как правило, мы лучше осведомлены о жизни ближайших соседей, поэтому следует внимательно относиться к их правам. Ведь зачастую именно к ним мы обращаемся за помощью и поддержкой.

В хадисах Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) сказано, как надо строить отношения с соседями:

1. Следует дать денег взаймы по его просьбе.

2. Поспешить на помощь, если с соседом приключилось несчастье.

3. Помочь преодолеть материальные трудности.

4. Делить горе и радость.

5. Если сосед чувствует запах готовящейся у вас пищи, нужно угостить его.

6. Нельзя что-либо строить без разрешения соседа, закрывая ему обзор.

7. Следует навещать заболевших соседей.

8.После смерти участвовать в похоронах, помочь отнести тело на кладбище (Хайсами, 8, 165).

Наставления Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) о добрососедских отношениях этим не ограничиваются. Соблюдение прав ближних — часть всеобщих норм поведения. Людям следует быть доброжелательными, помогать друг другу, защищать, не помнить обид, то есть соблюдать все предписания Ислама.

По словам Абу Хурайры (радыяллаху анху), один человек спросил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Про одну женщину говорят, что она держит много дополнительных постов и совершает нафиль-намазы, щедро даёт садака, однако изводит своим языком соседей. Что вы скажете о ней?» В ответ он услышал: «Она попадёт в ад». Мужчина снова задал вопрос: «Если про другую женщину говорят, что она не выполняет дополнительные богослужения, в качестве садака может дать только нежирный сыр, но при этом хорошо относится к своим соседям, что вы скажете о ней?» Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Она будет в Раю» (Ибн Ханбал, 2, 440).

Вера обязывает человека хорошо относиться к живущим рядом, не причинять им вреда ни языком, ни поведением. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть угощает своего соседа» (Муслим, «Иман», 74). Он также повторял: «Тот, кто верит во Всевышнего и в Судный День, пусть хорошо относится к своему соседу» (Бухари, «Рикак», 23; Муслим, «Иман», 75).

Абу Хурайра (радыяллаху анху) рассказывал, что однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) трижды воскликнул: «Клянусь Аллахом, клянусь Аллахом, клянусь Аллахом, он не уверовал». Сахабы поинтересовались, о ком идёт речь. Расулюллах ответил: «Тот, кто не уверен в том, что сосед не причинит ему вреда» (Бухари, «Адаб», 29).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Тот, чей сосед не ощущает себя в безопасности, не сможет войти в Рай» (Муслим, «Иман», 73).

Вера призывает мусульман поддерживать добрососедские отношения, однако наша жизнь далека от этих принципов. Большинство людей не знают друг друга, не здороваются, хотя годами живут на одной лестничной площадке. О взаимопомощи и говорить не приходится. Между тем, мы должны поддерживать отношения с соседями, избегать конфликтных ситуаций: стараться не повышать голос, не включать громко радио, телевизор, другую технику.

Мусульманин ни в коем случае не должен наносить вреда имуществу соседа и хранить его тайны, не выставлять напоказ недостатки и ошибки. Недопустимо посягать на собственность и честь живущего рядом. Верующие обязаны налаживать контакты с окружающими. Следует терпеливо наставлять людей, которые безответственно подходят к соседским обязанностям, нарушают покой ближних. Результаты не заставят себя ждать. Однажды Укба бин Амир (радыяллаху анху) пришёл к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и попросил рассказать, как следует себя вести, чтобы заслужить расположение Аллаха и людей. Пророк произнёс: «Не порывай отношений с тем, кто порвал их с тобой. Давай тому, кто не даёт тебе. Прости тому, кто делает и желает тебе плохое» (Ибн Ханбал, 4, 148).

Абу Басра аль-Гифари (радыяллаху анху) так рассказал о своей жизни в период джахилии: «Я приехал в Медину и остановился в гостях у Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). В тот вечер я выпил молоко, надоенное от семи овец, но он не обратил на мою невоспитанность никакого внимания. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в ту ночь лёг голодным, не выказав при этом неудовольствия или гнева. Увидев перед собой образец такой высокой нравственности, я на следующий день принял Ислам».

Share.