У появления всего сущего непременно есть причина — и у крохотной песчинки, и у необъятного космоса. Ничто в этом мире не создано просто так, а служит частью высочайшего замысла.
Человек — особенное существо, которое может стать как самым близким, так и самым далёким к своему Создателю. Мы сотворены как квинтэссенция Вселенной и удостоились чести быть рабами Аллаха.
Поэтому следует осознать, что человек не создан для эгоизма и праздности. Люди посланы в мир испытаний, находящийся между вечностью и бессмертием. Вот и аяты делают акцент на простой истине: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас на потеху и что вы не предстанете предо Мною?» (Сура «аль-Му`минун», 23 / 15).
Причина нашего сотворения и лежащая на нас ответственность перед Аллахом столь значительны и велики, что они не под силу даже скалам и небесам. «Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе [безо всяких обязанностей]?» (Сура «аль-Кыйама», 75 / 36).
Мы можем нести эту ответственность и оправдать цель нашего существования лишь благодаря марифату ― любви к Аллаху. Эта энергия поможет нам вынести бремя земных забот и переживания о будущей жизни. Любовь и познание Всевышнего способны приблизить верующих к Создателю. Искреннее следование Сунне и любовь к Пророку указывают мусульманам путь к Истине. В таком случае, задайте себе вопрос: «Сколь сильно мы любим его?» Ибо эти чувства возвышают человека в обоих мирах, приближают к Аллаху и помогают обрести место среди обитателей Рая.
Потому любой здравомыслящий мусульманин искренне любит Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), ведь «его слёзы, смех, печаль, молитва — во имя нас!» А что же мы делаем ради него? Удаётся ли нам избегать огорчающих его поступков, стремимся ли мы совершать благие дела? Служит ли его высочайшая мораль и нравственность образом для подражания в нынешнее суматошное, грешное время?
Жизнь на Земле появилась ради него. Аллах создал Вселенную с любовью к Своему Посланнику, наполнив её нескончаемой гармонией и непостижимыми явлениями. Осознав эту тайну, можно сказать: «Изучать Вселенную — значит, уметь читать всё». Поэтому людям нужно понять своё истинное предназначение — суметь стать искренним рабом Аллаха. И для того мусульманин должен брать пример с Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), праведников и благочестивых людей. Только так удастся обрести гармонию разума и сердца. В аятах сказано: «Преуспел тот, кто очистился душой. Понёс урон тот, кто сокрыл [злое] в душе» (Сура «аш-Шамс», 91 / 9—10).
И потому нам следует воспитывать нафс, искореняя пороки и постоянно соотнося свои поступки с Кораном и Сунной. Высокая нравственность и благовоспитанность должны стать главными чертами нашего характера. В аяте сказано: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им Рай» (Сура «ат-Тауба», 9 / 111).
Чтобы предстать перед Аллахом, достигнув высокой нравственности, и удостоиться известия о Рае, мусульмане обязаны провести земную жизнь в осознании бесконечной мудрости и сокровенного смысла Его повелений. Ибо так верующий выражает самоотверженность, готовность к лишениям и трудностям. Если наша жизнь наполнится знаниями, благовоспитанностью, добродетелями, а мы обретём прекрасные черты характера и укротим нафс, то в сердцах проявятся признаки победы духа — Фатх Мубин. Ибо победа духа означает умение обрести нравственность, «замешанной» на эликсире любви ко Всевышнему.
Вот тогда темнота бренного мира обернётся милосердием и светом истинной веры благодаря приближению к Создателю. Да ниспошлёт Аллах счастья и удачи всем мусульманам! Аминь.