Во времена Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) под словосочетанием «мусульманские дома» подразумевались жилища, из которых, подобно гулу пчелиного роя, доносилось чтение Корана. Такова была Медина. Да и в Мекке дома новоиспечённых мусульманских семей оказались местом, где супруги делились впечатлениями от Корана.
Существовала своеобразная «Обитель основ» — учебное заведение, очаг любви и оздоровительный центр — при мечети. Становясь мусульманами, люди приносили в свои дома свет от лампады «Обители основ», и в них начинал мерцать новый светоч.
В «Обители основ» создавалась личность мусульманина: там обучали Корану, люди делились друг с другом знаниями, рождалось исламское братство, а раненные телом и душой получали исцеление. И поныне во всех домах, объединяющих мусульман, сохранилась атмосфера «Обители основ».
Мусульманские жилища всегда были местом обитания живых сердец. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Не превращайте свои дома в могилы» (Муслим, «Мусафирин», 212).
Благодаря Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и Корану в дома проникал свет. Всевышний повелел: «О, вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам [вечную] жизнь» (Сура «аль-Анфаль», 8 / 24).
Приглашение Аллаха и Его Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) — это то, что «дарует жизнь и несёт в себе живость». Жизнь вне Корана в каком-то смысле означала потерю жизненности, без него дома становились подобны кладбищам.
Если сердца подобны развалинам, то и дома этих людей лишены бараката. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тот, в чьём сердце нет ни капли Корана, уподобляется разрушенному дому» (Тирмизи, «Фадаилиль — Коран», 18).
Хранить в сердце каплю Корана означает предписание черпать нравственные идеалы из Священной Книги, связать свою судьбу со Словом Аллаха.
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Если группа мусульман соберётся в одном из домов Аллаха, чтобы читать и обсуждать Книгу Творца, то на неё снизойдёт благодать и умиротворение. Верующих окружат ангелы, а Всевышний причислит их к числу Своих приближенных» (Муслим, «Зикр», 38).
Дома Аллаха — мечети, но все здания, в которых читается Его Книга, также достойны этого высокого звания. Любое место, где упоминается Его имя и Его Книга, считается посвящённым Творцу. В такие места снисходит благодать, а их обитателей окружают ангелы. О чём ещё остаётся мечтать мусульманам, если божественные дары зависят от атмосферы Корана?
Умиротворение, окружение ангелами, возможность находиться рядом с Всевышним — всё это много значило для того поколения, к которому обращался Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Для них Коран был справедливым голосом всех «мусульманских домов», постижением истинной веры, наставлением, милосердием, предостережением, напоминанием, исцелением, правдивой вестью, критерием различения истины и лжи, ключом жизни. Они читали Коран и претворяли повеления Всевышнего в жизнь. На протяжении жизни они стремились стать подобными «живому» Корану, размышляя над каждым его аятом.
Люди эпохи Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) сверяли свою жизнь с нормами Корана. Они отбрасывали в сторону то, что не соответствовало этим нормам, но не сомневались в Коране. Те люди никогда не смотрели на аяты Аллаха свысока, не гонялись за личной наживой, не предъявляли претензий к другим, не пытались дробить предписания Священной Книги. Они старались понять аяты, но не спорили, не вырывали ничего из контекста и не находились среди тех, кто оскорблял Коран. Под руководством Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) первые мусульмане проявили высшую степень преданности закону Всевышнего. Таким образом, дом каждого верующего был подобен школе изучения Корана.
В Священной Книге говорится, что шайтаны станут лучшими друзьями отрицающих Аллаха людей: «К тем, кто отвращается от упоминания Милосердного, Мы приставим шайтанов, которые станут их закадычными друзьями. И, воистину, они будут сбивать их с пути истины, хотя те и будут считать, что идут по прямому пути» (Сура «Зухруф», 43 / 36—37).
В Коране сказано, что шайтан может разделять с человеком его имущество и детей, ибо ему приказано: «Соблазняй своими речами кого сможешь, пусти в ход против них все свои силы, дели с ними их богатства и детей и давай им [ложные] обещания». Но обещание шайтана — всего лишь обольщение» (Сура «аль-Исра», 17 / 64).
А если в мусульманских домах непрестанно возносится восхваление Аллаху, в них гостят ангелы. Поэтому верующие должны быть бдительными, окружить свои жилища бронёй, отдать под защиту Всевышнего имущество и бороться против козней шайтана. Это была броня Корана и божественных восхвалений. Отдать под божественную защиту имущество означало вооружиться осознанием того, что оно является божественной милостью и вверяется адресату с пометкой «собственность Аллаха».
Чтение Корана начиналось со взывания к Всевышнему защитить от наущений шайтана и обращения «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного». Поэтому мусульманские дома укреплялись против козней Иблиса, наполнялись коранической атмосферой. Они представляли собой миниатюрное исламское общество. Мекка же слыла «Обителью основ», миром божественного Корана. В этих местах началось восхваление Аллаха, пребывало достаточно милосердия и умиротворения, распространилась атмосфера коранического спокойствия. Ведь Священной Книге обучал Всевышний, и благодать снисходила туда, где Коран изучали, читали и жили согласно его предписаниям.
Таким образом, для мусульман всегда жизненно важны вопросы:
— Соответствуют ли наши жилища названию «дом Корана»?
— Насколько они похожи на «Обитель основ»?
— Доносятся ли из наших домов, подобно гулу пчелиного роя, звуки чтения Корана?
— Присутствуют ли в наших жилищах милосердие и умиротворение?
— Знают ли наши дети Священную Книгу?
— В каком месте, согласно Корану, находимся мы, где наше место?