Подскажите, пожалуйста, как совершается коллективный намаз и какие дуа нужно произносить вслух, а какие — про себя? Рамиля К.
Тот, кто участвует в коллективном намазе, должен совершать его так:
1) Каждый мусульманин должен сделать соответствующий ният, например: «Намереваюсь совершить фард утреннего намаза, следуя за имамом, ради Аллаха». Затем имам, подняв руки, со словами «Аллаху акбар» начинает намаз. Верующие следом за ним также поднимают руки, повторяют такбир про себя и приступают к богослужению. Имам и джамаат про себя читают «Субханака», после чего джамаат перестаёт произносить. Имам про себя читает «А’узу», «Бисмиллях» и делает кыраат.
При совершении первых двух ракаатов намазов субх, магриб и иша, в каждом ракаате намаза витр, двух ракаатах намаза джума и праздничных намазах имам читает «аль-Фатиху» и дополнительные суры или аяты вслух, чтобы слышали все собравшиеся. В этих молитвах также вслух читаются такбиры, «тасми» (самиаллаху лиман хамидах) и салямы. Третий ракаат намаза магриб, третий и четвёртый ракааты намаза иша имам произносит шёпотом. Все такбиры намазов зухр и аср, тасми и салямы читаются вслух, а «Субханака» и Коран — шёпотом.
2) В намазе субх имам читает в первом ракаате в два раза больше аятов, чем во втором, так как это является Сунной. Ибо так многие люди успевают присоединиться к джамаату в начале богослужения.
3) Джамаат произносит такбиры про себя. Выпрямляясь из рукуу, имам говорит «Самиаллаху лиман хамидах» вслух, а «Раббана ва лакяль хамд» — про себя. По мнению Абу Ханифы, имам не должен произносить «Раббана ва лакяль хамд», а обязаны читать про себя только те, кто следует за ним. Можно прочитать и «Аллахумма Раббана ва лакяль хамд», и «Раббана лакяль хамд». Затем верующие вместе с имамом выполняют рукуу, и каждый триджы про себя произносит: «Субхана раббияль азым» (я прославляю Аллаха, который превыше всего). Во время сажда все участники коллективного намаза опять три раза произносят «Субхана раббияль аля» (я прославляю Аллаха, который превыше всего).
4) Имам и джамаат при первом сидении читают шёпотом только «ат-Тахият», а во втором сидении вместе с «ат-Тахият» читают «салли-барик» и «Раббана атина». Когда имам вслух отдаст салям сначала в правую сторону, а затем в левую сторону, джамаат вместе с ним тоже должен отдать салям шёпотом.
Когда имам закончит чтение «аль-Фатихи» и шёпотом произнесёт «аминь», джамаат также шёпотом говорит «аминь».
5) Условия и требования к выполнению намазов основаны на указаниях Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Кроме того, существует единогласное мнение, закреплённое многовековыми традициями Ислама. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) повелел: «Совершайте намаз так, как я!» Поэтому богослужение, которое выполняется вразрез с его требованиями и советами, считается недействительным.