Услышала недавно такое понятие, как истихcан. Что оно означает и как его толкуют исламские алимы? Мухлиса Д., Киевская область.
Кроме четырёх главных источников, в исламском праве существуют второстепенные далили, которые опираются на основные.
Это истихсан, маслахат, урф, религиозные законы предшествующих народов (например, Мусы и других пророков), высказывания сподвижников, истисхаб.
Лексическое значение слова — считать прекрасным, находить полезным. В терминологии фикха истихсан означает заключение муджтахида, которое он самостоятельно выносит так, что отказывается от ранее принятых решений по схожим проблемам. При этом он опирается на аяты и хадисы, иджму, зарура (необходимость), тайный кыяс, урф (обычаи) или маслаха.
Иногда религиозный вопрос вписывается в общую схему положений насса (аятов и хадисов) или же в общепринятые законы фикха и правила мазхабов. Однако может возникнуть необходимость вынести решение, противоречащее общей схеме или ранее разработанным нормам. В таких случаях всегда имеются другие, отдельно взятые доказательства, которые могут быть нассом (Коран и Сунна), иджмой, зарурой, скрытым кыясом, урфом или маслахатом.
Упор истихсана на насс. Например, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) приказал Хакиму ибн Хизаму: «Не продавай товары, которыми не располагаешь на данный момент» (Абу Давуд, «Бую», 70).
Это насс в абстрактной форме. После переезда в Медину Расулюллах (саллялаху алейхи ва саллям) узнал, что жители заключают между собой «акты салям» — долгосрочные договоры по принципу «деньги сразу, товар после». Он порекомендовал: «Продавайте товары по методу «салям» в строго установленном количестве или весе и с указанием конкретного времени» (Абу Давуд, «Бую», 57; Насаи, «Бую», 63).
В Исламе разрешены подобные сделки, даже если товар на данный момент отсутствует, опираясь на приведённый хадис и наперекор методу кыяса.
Упор истихсана на иджма. Примером служит договор-исключение — соглашение, противоречащее общепринятым нормам. Порой художнику или мастеру делают заказ на изготовление предмета искусства или какой-либо вещи. Товара попросту ещё нет, однако подобные сделки одобрены иджма.
Упор истихсана на зарурат. Если питьевая вода в колодце загрязнилась, можно вычерпать нечистую, после чего вода снова будет пригодна для употребления.
Упор истихсана на кыяс. Например, если сравнивать хищных птиц с дикими животными (тиграми, львами), то остатки их пищи должны считатся нечистыми. Но клюв является костью и поэтому считается чистым. По аналогии с человеком, остатки пищи хищных птиц — чистые.
Упор истихсана на урф. Чтобы вакф (общественный благотворительный фонд) был вечным, он должен владеть недвижимым имуществом. Однако имам Мухаммад исходил из того, что передача книг и других вещей в общественное пользование стала общепринятой нормой, сделал заключение наперекор кыясу: книги и другие вещи могут считаться имуществом вакфа.
Упор истихсана на маслаха. Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) объявил: «Запрещено принимать закят Мухаммаду и членам его семьи» (Муслим, «Закят», 168; Зейлаи, «Насбур Рае», 2 / 404).
После смерти Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям) имам Абу Ханифа и имам Малик приняли решение, что можно давать закят его потомкам. Ведь сильно изменились социально-политические условия и прекратились выплаты пенсий и государственных субсидий хашимитам (Ас-Сарахси, «Усуль», Каир, 1372—1373, 2/201; Аль-Мабсут, Каир, 1324—1331, 10 / 145; Абу Захра, «Усуль фикх», 263; Закияуддин Шабан, «Усуль фикх», 159).