Для совершения омовения сначала нужно выразить намерение. Затем хорошенько вымыть кисти рук. Прополоскать водой рот и нос. Помыть лицо и руки до локтей. Протереть мокрыми руками голову, шею и заушные пространства. Наконец, необходимо хорошо омыть ноги. Какой смысл имеют эти движения?
Абдест — это подготовка к молитве, к общению с Аллахом. Полное или частичное омовение, служащее чистоте тела, является первым условием для совершения намаза. Очищение органов после выполнения естественных потребностей, последующее мытьё рук и, как результат, совершение абдеста — не только показатель внешней чистоты. Грязь может быть как физической, так и нравственной, поэтому при совершении омовения следует помнить и об очищении души. Важно раскаяться в прошлых ошибках и принять правильные решения на будущее.
Наши органы совершают положительные и отрицательные действия. Пальцы выполняют работу, моют, пишут; рот поглощает пищу и питьё, произносит хорошие и плохие слова; нос нюхает; глаза видят; руки хватают и бьют; уши слушают и слышат, а ноги могут привести нас во многие места. Но порой поступки переступают границу дозволенного. От отрицательного влияния мы можем избавиться с помощью молитв во время совершения омовения.
Человек, желающий совершить абдест, сначала должен выразить намерение. Эта душевно-духовная подготовка означает желание и готовность к общению с Творцом. После слов: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» нужно просить помощи у Всевышнего, и только затем совершать омовение.
Во время полоскания рта и носа желательно произнести следующую молитву: «О, Аллах! Прошу помощи для произнесения Твоего имени и чтения Твоей Книги. Cпаси меня от адских запахов и позволь вдохнуть аромат Рая!»
Умывая лицо, желательно сказать: «О, Всевышний, в тот день, когда побелеют лица Твоих приближенных, обели также и моё лицо, не позволь ему стать чёрным!»
При омовении правой руки произносится формула: «Аллах, отнеси меня к тем, кто записан в правой стороне тетради, облегчи мою участь!», а при омовении левой руки говорят: «Аллах, не считай меня с теми, кто записан в левой стороне тетради!»
Протирая голову, можно сказать: «О, Всевышний, снизошли на меня изобилие и благодать там, где не будет ничьей другой тени, перенеси меня в тень Своего трона!»
При омовении ушей возможны такие мысли: «О, Аллах, разреши мне внимать только самым хорошим словам и позволь мне услышать вместе с праведниками голос, зовущий в Рай».
Протирая шею, скажите: «Мой Аллах, спаси меня от ада, а мою шею — от позорной цепи!»
При омовении ног говорят: «О, Всевышний! Не позволь мне сбиться с Твоего пути, помоги твёрдо идти по верной дороге!»
Потом произносится формула исповедания веры и выражается намерение: «О, Всевышний, возможно, я совершаю плохие поступки. Человек неразумен и вредит сам себе. Однако я раскаиваюсь и возвращаюсь к Тебе. Прости меня, прими моё покаяние, ведь Ты любишь раскаявшихся. Отнеси меня к тем, кто сожалеет и очистился, и причисли к Своим праведным рабам. Да буду я среди тех, кто крайне благодарен, терпелив и помнит об Аллахе».
Затем, искренне признав ошибки и недостатки, совершающий омовение мусульманин обращается ко Всевышнему с просьбой смыть, очистить и стереть их, умоляет Аллаха принять его молитву. Таким образом, искренне и сознательно очистившись душой, верующий готов к общению с Аллахом — к совершению намаза.
Точно так же человек смывает водой грязь с рук, лица, рта, носа, ног или всего тела. Кроме того, благодаря молитвам и религиозному чувству он может считать эти действия символом очищения души от нечистоты, ведь покаяние смывает пятна с души словно вода — обычную грязь. Если верующий содержит в чистоте тело и одежду, то в силах сохранять чистым и сердце, за которым наблюдает Всевышний. Мусульманин старается оберегать от плохого своё тело и душу.
Верующий перед общением с Аллахом приводит себя в порядок, как если бы он собирался на приём к уважаемому лицу. Но тот, кто ограничивается внешней чистотой, подобен человеку, который пригласил в гости падишаха и побелил свой дом снаружи, не обращая внимания на внутренний декор. Об этом красноречиво сказал поэт: «Падишах не пожалует во дворец, если комнаты не благоустроены».
Очищение бывает двух видов: телесное и духовное. Намаз не может считаться настоящим без чистоты тела и не существует истинной веры без чистоты сердца. Организм очищается посредством воды. Для чистоты души необходима безусловная вера. Считается, что регулярно совершающих омовение мусульман постоянно — и справа, и слева — с любовью сопровождают ангелы-хранители (Худжвири. «Кешфюль Махджуб» («Истинное знание»)/Пер. Сулеймана Улудага. — Стамбул, «Дергях яйыны», 1982. — С. 426, 428).
Те, кто направляются в обитель Аллаха, должны быть чисты и снаружи, и внутри. Внешнее омовение совершается при помощи воды, а внутреннее очищение возможно благодаря покаянию и обращению ко Всевышнему. Поэт Юнус Эмре писал: «Встань на рассвете, подними голову, окуни свои руки в воду. И шайтана ударишь, и твоё эго будет побеждено».
А Баязид Бистами выразился так: «Как только мою душу посещают мысли о земном, я совершаю частичное омовение (абдест). Подумав о потустороннем, я обращаюсь к полному омовению (гусль)».
Люди с тонкой душевной организацией выделяют пять степеней омовения и чистоты. Следуя от внутреннего к внешнему, их порядок и значения таковы:
1. Омовение души. Очищение сердца от незнания, приличествующего животному уровню, и от привычки обращать внимание на кого-либо или что-либо помимо Аллаха. Так развивается способность наблюдения, и в зеркале души верующего начнут проявляться божественные отражения. Если дух научился не видеть кого-либо или что-либо помимо Аллаха, его окутает милосердие Творца. Очистившись от плохих мыслей, человек надевает на себя одежды благочестия. Избежав ловушек и обмана эго, верующий обретает внутреннее спокойствие и доверие.
2. Омовение непостижимого. Здесь подразумевается душа, и её омовение означает очищение от самолюбования, освобождение от плена иллюзий, жажды власти и от земных соблазнов. Если человек сможет смыть грязь лицемерия и эгоизма со своей души, то ощутит суть истинного поклонения. Если очиститься от земной любви, то возникнет любовь божественная. Если смыть алчные и страстные желания, то засверкают лучи веры и упования на Волю Всевышнего.
3. Омовение сердца и души. Это означает противостояние лицемерию, распущенности и безнравственности. Если смыть высокомерие, то родится скромность. Если очиститься от грязи нетерпимости, то возникнет добро. Враждебность заменится на любовь к Всевышнему. Смахнув паутину вероломства, можно породить верность слову и надёжность.
4. Омовение языка. Это означает избегание лжи, сплетен, клеветы, пустословия, интереса к людским слабостям, раскрытия чужих тайн и бесполезных разговоров. Если смыть ложь и интриги, то родится истина и верность. Клевету и привычку обвинять смоет любовь. Вместо пустых и ненужных слов лучше говорить о полезном или же поминать Аллаха.
5. Явное омовение. Это абдест: омовение соответствующих органов чистой водой, как того требуют религиозные правила. Омытое водой лицо в Судный День будет сверкать. Омовение рук порождает щедрость. Также абдест приведёт к тому, что правая рука получит «тетрадь земных дел». Омовение ног поможет с лёгкостью пройти духовные препятствия в загробном мире. Физическая чистота и омовение позволяют приблизиться к Аллаху. Такие смыслы вкладывал в омовение один из последователей великого Ясави — Хазини. Чтобы во время совершения омовения внешней чистоте сопутствовала внутренняя, можно посоветовать следующее: омывая руки, необходимо очищать сердце от чрезмерной земной любви; прополаскивая рот, решиться не произносить пустые фразы; умывая лицо, дать слово не отворачивать его от Аллаха; омывая ноги, укрепить решимость идти по пути Всевышнего.
Абдест означает подготовку к общению со Всевышним. Те, кто направляются к дверям Аллаха, должны нацелиться на внутреннюю и внешнюю чистоту. Людям может показаться достаточной внешняя чистота. Однако желающие приблизиться к Творцу должны также очиститься изнутри. Внешняя чистота возможна благодаря воде, а внутренняя — благодаря покаянию и обращению к Аллаху.
Омовение несёт явную пользу для чистоты и здоровья тела. Неоднократное полоскание носа и рта, протирание шеи, а также мытьё рук и ног стимулирует самые дальние точки кровеносной системы. В словах Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) содержится глубокая мудрость, раскрывающая физиологическую и духовную пользу омовения: «Гнев — это шайтан, который создан из огня. Огонь можно потушить только водой. Таким образом, разгневавшись, совершите омовение, чтобы победить эмоции» (Абу Давуд, «Адаб», 3).