По воле мастера на бесцветную гладь воды падает капля краски, и в ней зарождается новая жизнь. Взмах кисточкой, второй, третий, и вот уже я смотрю в бирюзовое небо, от его высоты и необъятности кружится голова. Одно точное движение руки, и в небе появляется крохотная точка.
Мастер снова касается ее, точка приближается, увеличивается в размерах. Это зелень летнего леса. Мастер проводит линию. Листву пронзает солнечный луч. Через мгновение огненный шар расцветает прекрасным тюльпаном.
Я любуюсь недолго. Мастер накрывает воду листом бумаги. На какое-то мгновение становится нечем дышать. Приходит мысль: вот и все, рисунок испорчен, его больше нет. Но бумага поднята, и я вижу, что он не пропал. На листе отпечаталась лазурь юношеских мечтаний, зелень надежды и страстный огонь любви. Считанные минуты, точные движения мастера, сочные краски, и на глади воды отражается вся жизнь человека.
Это эбру, древнее искусство живописи. По преданию оно зародилось в седьмом веке нашей эры в Китае. По Шелковому пути попало в Иран, где и получило свое название. Эбру дословно означает «облачное небо». Из Ирана эбру перекочевало на анатолийскую равнину Турции, где это искусство пережило расцвет, а в середине шестнадцатого века добралось и до Европы.
Технически все просто. В неглубокую широкую ёмкость наливается чистая вода. В неё добавляется загуститель, который и удерживает краски на поверхности. Их готовят из натуральных цветовых пигментов, подаренных нам Всевышним. Именно поэтому краски для эбру имеют непревзойденно чистые и насыщенные цвета. Жёлтая краска — это соединение серы и мышьяка. Чёрный — обычная печная сажа. Красный — оксид железа. Белая краска — свинцовые белила.
Кисточки изготавливают из розового дерева и жесткого конского волоса. Кроме того, для придания формы цветовым пятнам используют особые инструменты, напоминающие шило или иглы. Особенно интересные узоры получаются, если по воде с красками провести специальным гребнем.
Нарисовать несложное эбру сможет даже ребёнок. Однако настоящее мастерство нарабатывается годами. Секреты передаются через поколения от учителя к ученику. Известно, что на создании эбру духовные наставники прививали ученикам терпение, развивали способность к созерцанию и размышлению.
Существует несколько десятков стилей написания эбру. Например, напоминающий рисунок песка в пустыне. Соловьиное гнездо, спиралевидные узоры, внешне сходные с птичьими гнездами. Воздушные эбру в холодных, легких тонах. Иногда используют трафареты, которые перед погружением в воду прикрепляют к бумаге. Рисунок приобретает чёткие очертания. Большинство стилей получили свои названия по именам художников. Самые известные среди них — цветочные эбру Неджеметтина Окйайа. Он часто использовал неяркий фон, напоминающий поверхность земли. Рисунки турецкого мастера Мустафы Дюзгюнмана тоже легко узнаваемы. На двухцветном фоне распускаются изящные тюльпаны и гвоздики. Еще один уникальный стиль эбру — хатип. Это крупные многослойные цветы.
Эбру может быть узором, основой для каллиграфической надписи, или же самостоятельным произведением искусства. С помощью этой техники наносят рисунки не только на бумагу, но и на ткань, стекло или пластмассу.