Все учёные единодушны в том, что намаз нарушается, если при его чтении намеренно изменить даже одно слово Корана и исказить смысл. Исключением является восхваление Аллаха с помощью другой фразы, но подобные попытки порицаемы. Ошибки при чтении Корана называются заллятуль-кария.
У ханафитов существует две точки зрения. Одно мнение принадлежит учёным-мутакаддимун, которое считается рациональным. Этой же точки зрения придерживаются шафииты. Второе мнение принадлежит учёным-мутааххирин, которое удобно для практического применения (Ибн Абидин, 1 / 589—593; аз-Зухайли, 2 / 20; Бильмен, стр. 217).
Напомним, что алимов, живших и работавших в период до середины XI столетия, называют мутакаддимун. Учёных более позднего времени, которые толковали предписания Ислама с учётом изменившихся реалий и развития общества, называют мутааххирун (пришедшие после).
Период учёных-мутакаддимун
По их мнению, намаз нарушают:
1. Неправильное чтение, которое приводит к куфру и в корне меняет смысл.
2. Чтение того, чего нет в Коране.
3. Чтение Корана с употреблением созвучных слов. Например, вместо «Хазаль гураб» (это ворона) прочитать «Хазаль губар» (это пыль).
4. Произнесение слов, которых нет в Коране, и которые не имеют значения. Например, вместо слова «ас-Сараир» (тайны) употребить созвучное слово «ас-Сараиль», которое не имеет смысловой нагрузки.
По мнению Абу Ханифы и имама Мухаммада, не нарушает намаз употребление слов, которые похожи на имеющиеся в Коране, однако далеки от истинного смысла и при этом не сильно меняют значение фразы. Имам Абу Юсуф утверждает, что в таких случаях намаз не нарушается из-за трудности чтения Корана. Поэтому существует общее мнение и фетва исламских алимов о позволительности такого чтения.
Если в Коране нет высказывания, похожего на прочитанное с ошибкой, но которое не искажает смысл, то, по мнению Абу Ханифы и имама Мухаммада, намаз не нарушается. Однако Абу Юсуф утверждал обратное: например, если вместо слова «каввамин» прочитать «каййамин».
Поэтому Абу Ханифа и имам Мухаммад принимали во внимание кардинальное изменение смысла или соответствие читаемой фразы значению коранического текста. Если сильно меняется содержание, то намаз нарушается, и не имеет значения, есть ли в Коране подобная фраза или нет. Имам Абу Юсуф в качестве критерия рассматривает наличие или отсутствие похожей фразы в Коране. Намаз не нарушается, если в тексте Священной Книги есть похожее высказывание, даже если сильно изменился смысл. Но если в Коране нет схожего значения и смысл сильно не изменился, то намаз нарушается.
Период учёных-мутааххирун
Принятие Ислама народами, не владеющими арабским языком, породило затруднения в чтении аятов Корана. Исходя из нелёгкости произношения букв и звуков, слов и дополнительных знаков, и, как следствие, неправильного чтения Корана, учёные-мутааххирун разработали следующие правила:
1. Ошибка ираба (правила чтения арабских текстов) не нарушает намаз. Не важно, носит произнесённая фраза еретический характер или нет, ведь большинство людей плохо различают ираба Корана. Например, в аяте «Рабби Ибрахими» некоторые читают «Ибрахими» с окончанием «и», а некоторые — «у». В таком случае аят означает «Когда Ибрахим испытывал Господа», что по смыслу неверно.
2. Если при чтении Корана вместо одной буквы прочитали другую, то намаз не нарушается, если между звуками существует близость в махрадже (месте произношения), как например, между буквами «каф» и «кяф» или между «син» и «сад», с которыми можно сделать «ибдаль» (замену), то намаз не нарушается. Например, вместо «фаля такхар» прочитать «фаля текхар», вместо «ас-Самад» — «ас-Семад», вместо «фатхун кариб» — «фатхун гариб».
3. Если можно без затруднений различить две буквы, то намаз нарушается. Например, вместо слова «ас-салихат» (праведные деяния) прочитать «ат-талихат», вместо «Аллаху ахад» — «Аллаху ахат».
4. Если сложно прочитать по-разному две буквы, то намаз не нарушается. Например, вместо буквы «сад» в слове «ас-Сырата» прочитать букву «син», тогда данное слово будет читаться «ас-Сирата».
5. Если между двумя буквами нет единства или близости по звучанию, но их сложно прочитать по-разному, поэтому при чтении употребляют одну букву вместо другой, то, по мнению многих факихов, намаз не нарушается. Например, если вместо буквы «дад» прочитать «дал», вместо «зал» — «зей» или вместо «зал» — «за», вместо «сад» — «син», вместо «та» — «те».
Например, намаз не нарушается, если вместо «ва лад-даллин» прочитать «ва лаз-заллин», то есть, вместо буквы «дад» прочитать букву «за» или «зал». Но люди, которые могут читать по-арабски как положено, не должны относиться к этому беспечно. Ведь преднамеренно неправильное произнесение нарушает намаз.
6. Намаз не нарушается, если букву с шаддой (двойную) по ошибке прочитать без шадды, длинную огласовку — коротко, где нужно сделать «идгам» — позабыть про него, а где не нужно — прочитать с идгам. Например, если слово «иййака» прочитать «ийака». Также намаз не нарушается, если звонкую букву прочитать, как глухую, и наоборот, ибо такая ошибка встречается у многих людей.
7. Не нарушается намаз, если к слову Корана присоединить какую-либо букву. Например, в тексте Священной книги нет артикля «ас» перед словом «ас-Сыратальллязина». Но так как он не искажает смысла, то не влияет на выполнение богослужения.
8. Намаз не нарушается, если при чтении буквы одного слова Корана присоединить к другому слову. Например, «иййа кана’буду», а должно быть «иййака на’буду» (мы поклоняемся только Тебе). Но при чтении таких аятов нужно постараться не делать сакта (остановку).
9. Если во время намаза при чтении Корана сделать остановку, например, в слове «аль-Хамду» прочитать только артикль «аль» и только потом «Хамду» из-за необходимости сделать передышку или рассеянности, то, по мнению большинства учёных, это не влияет на намаз. Ибо забывчивость или необходимость набрать воздуха присущи людям. Например, богослужение не нарушается, если из-за нехватки воздуха сделать остановку и вместо слова «матлаиль-фаджр» прочитать «матлаиль-фадж» и тут же совершить рукуу.
10. Если при чтении к аяту по ошибке прибавили одну букву и при этом смысл не изменился, то намаз считается действительным. Например, если вместо «Йадхилуху наран» (его поместят в огонь) прочитать «Йудхилухум наран» (их поместят в огонь). Но если смысл аята изменился, то, согласно одному мнению, намаз нарушается. Например, если вместо «Иннака ла минал-мурсалин» (воистину, ты Посланник) прочитать «ва иннака ла минал-мурсалин» (клянусь, ты Посланник). Однако некоторые учёные утверждают, что в этом случае намаз не нарушается.
11. Если по ошибке не прочитать одну букву в аяте Корана, которая входит в состав корня слова и меняе общий смысл, то, по мнению Абу Ханифы и имама Мухаммада, намаз нарушается. Например, если вместо «Мимма разакна хум» (из того, что Мы послали им в качестве пропитания) прочитать «Мима закна хум» или вместо «ва джаална» употребить «ална».
Если пропущенная по ошибке буква не входит в корень слова, но при этом меняется смысл, намаз считается фасыд. Например, если вместо «Ва ма халаказ-закара валь-унса» прочитать «Ва ма халаказ закара аль-унса».
Если пропущенная буква не входит в корень слова или входит, но из-за допущенной ошибки смысл не меняется, то намаз не нарушается. К примеру, если вместо слова «аль-Вакияту» прочитать «аль-Вакия».
12. Если в намазе неоднократно повторить какое-то слово, не изменяющее основной смысл, то богослужение не нарушается. Некоторые факихи считают, что намаз считается действительным даже в том случае, если изменился смысл. Другие факихи считают, что чистота молитвы нарушается. Последнее мнение заслуживает большего доверия, чем первое. Например, если вместо «Раббуль-алямин» (Господь миров) прочитать «Рабби раббиль-алямин» (Господь Господа миров). Если читающий знает, что смысл искажается, но продолжает совершать ошибку, его намаз нарушается. Но если залля произошло из-за запинки при чтении или вследствие желания красиво прочитать фразу, намаз не считается нарушенным.
13. Намаз не нарушается, если при чтении Корана по ошибке добавить или пропустить одно слово; пропустить одну букву в слове, само слово или прочитать букву раньше или позже, не исказив смысл аята. Также намаз не нарушается, если слово или буква заменяются другими, но основной смысл не меняется. Например, если при чтении «Тааля джадду Рабина» (Господь превыше всего) пропущена буква «а» и вы прочитали «Таля»; вместо «инфажарат» — «инфаражат», вместо «Авваб» — «Аййаб». До тех пор пока не изменится основной смысл, подобное чтение намаз не нарушает.
Если по ошибке присоединённое слово не меняет смысл, то намаз не нарушается. Например, если к аяту «Ля та’будуна илляллаху ва биль-валидайни ихсанан» (Вы поклоняетесь только Аллаху и хорошо относитесь к родителям), прибавить слово в конце «ва бирран» (добро).
Намаз нарушается, если прибавленное слово можно найти в Коране, но в контексте оно настолько искажает смысл, что приводит к куфру (неверию). Например, если к аяту «Ман амана билляхи валь-йавмиль ахири ва амиля салихан фалахум ажрухум» (Кто уверует в Аллаха и в Судный День, будет совершать праведные дела, для них приготовлены награды) прибавить слово «кафара» (будет неверным), то смысл аята меняется и, следовательно, намаз нарушается.
Если в результате замены слов не искажается значение фразы, то намаз не нарушается. Например, если вместо «Фиха зафирун ва шахикун» прочитать «фиха шахикун ва зафирун». Если же смысл предложения изменится, по мнению большинства факихов, намаз нарушается. Например, если в аяте «Ведь будут праведники в благодати, а грешники — гореть в Огне» слово «джахим» (ад) прочитать сначала, а «на’им» (Рай) — в конце, смысл фразы меняется в совершенно противоположную сторону.
14. Также намаз нарушается, если неправильное чтение приводит к ошибочному пониманию. Например, если прочитать «Марйам ибнату Гайлян» (Марйам — дочь Гайляна) или «Иса бин Лукман» (Иса — сын Лукмана), ибо пророк Иса (алейхиссалям) появился на свет без отца. Поэтому приведённая выше ошибочная фраза не соответствует тексту Корана.
15. Если кто-то из-за дефекта речи вместо буквы «ра» прочитает «га» или «лям», или «я», то намаз не нарушается. Например, если вместо «Раббиль-алямин» прочитать «Лаббиль-алямин». Но люди с дефектами речи должны приложить максимум усилий, чтобы устранить недостатки в произношении или читать более лёгкие для них аяты.
Если кто-то вместо «аль-Хамду лилляхи» прочитает «аль-hамду» или вместо «куль hуваллаху ахад» — «кюль hуваллаху ахад», то есть перепутает мягкие и твёрдые согласные, пусть обязательно работает над произношением. Если кто-то выполнит намаз, в котором допустит серьёзные фонетические ошибки, то может совершить это богослужение заново.
По мнению шафиитов и ханбалитов, любые залля при чтении аятов Корана, кроме суры «аль-Фатиха», намаз не нарушают. Но если ошибка сделана намеренно и смысл аята изменился, то нарушается намаз имама и джамаата. Если кто-то нарочно или случайно прочитал «Фатиху» с такой грубой ошибкой, что изменился смысл, получает намаз батыл (искаженный). Это мнение исходит из хадиса, в котором говорится, что намаз без чтения суры «аль-Фатиха» недействителен, ибо, согласно мазхабам Шафии и Ханбали, чтение «Фатихи» во время богослужения считается фардом (Ибн Кудама, «Аль-Мугни», 2 / 198; Аз-Зухайли, 2 / 21; Бильмен, стр. 221).