К написанию этого материала меня подтолкнула неожиданная смерть коллеги. Точнее, не столько сам факт трагической гибели 28-летнего парня от рук маньяка, сколько по-прежнему улыбающееся с фотографий в соцсетях лицо Димы. Словно он оказался некоторое время не онлайн, и вот-вот вернется и обязательно ответит…
Ничего не вечна, и жизнь человеческая имеет своё начало и конец. При жизни мы занимаемся различными делами, вступаем в контакты с многочисленными людьми, продолжаем общение в виртуальном мире. Но после физической смерти человека созданные в соцсетях аккаунты никуда не исчезают. По крайней мере, какое-то время.
Страница на фэйсбуке, в «Одноклассниках» и вконтакте, электронная почта и регистрации на форумах, системы интернет-платежей и канал на youtube. У каждого из нас теперь так или иначе есть виртуальная жизнь, которая не всегда прекращается вместе с биологическим существованием. И мы приобретаем некое цифровое имущество, защищенное известными только нам паролями.
По закону об информационной среде и свободах родственники могут потребовать обновления личных данных умершего человека. Они имеют возможность сообщить, что человек скончался, и потребовать констатации факта смерти во всех учетных записях. Проще всего обстоит дело, если наследникам известны коды активации и пароли к персональным данным. Тогда нет необходимости запрашивать данные через техподдержку соцсетей.
Как считают большинство западных нотариусов, такая ситуация сродни доступу к банковской ячейке умершего человека: «Наследники могут сказать — откройте ее и дайте возможность забрать то, что нам принадлежит по праву». При этом владельцы соцсетей могут сослаться на то, что между ними и умершим пользователем был заключен договор, который прекращается после смерти одной из сторон. В этом случае пользовательское соглашение никоим образом не касается наследников, и получить «виртуальное достояние» оказывается гораздо сложнее.
Впрочем, что касается аккаунта в платёжных интернет-системах, то на них распространяются те же самые правила, что и на обычные банковские счета. Например, имеющийся денежный лимит на PayPal является частью вашего наследия, и потому он может быть передан в распоряжение наследникам, а счет — закрыт. Для этого нужно отправить свидетельство о смерти человека, копию завещания или других документов, которые подтверждают, что именно вы распоряжаетесь наследством, ваше удостоверение личности и письмо с распоряжениями насчет оставшихся средств.
В социальных сетях у родственников покойного есть право закрыть аккаунт или сделать из него своеобразный виртуальный «памятник». Однако в вопросе разглашения тайны частной переписки не все так гладко: электронные письма обладают такими же правами, что и бумажные, поэтому наследникам нельзя ими воспользоваться, не нарушив границы приватности других респондентов.
В России и странах СНГ пока не проработан законодательный механизм, как поступать с данными в интернете после смерти человека. На Западе же существует возможность указать в завещании, как наследники могут распорядиться вашим виртуальным «наследством». Например, вся персональная информация может быть полностью уничтожена без всяких попыток проникновения с чьей бы то ни было стороны – вместе с дисками, на которых она хранится.