В Коране сказано: «Страшитесь же Аллаха, Аллах вас учит [добру], Аллах знает обо всём сущем» (Сура «аль-Бакара», 2 / 282).
Человек — словно целый мир, глубокий и необъятный. Мы живём на земле, чтобы разгадать тайну своего бытия с помощью дарованных Всевышним разума и души. В недрах наших сердец скрыто или явно присутствуют дурные или хорошие наклонности.
Шкалой измерения ценности и значимости человека является соединение прекрасных черт своей души с божественной красотой, квинтэссенцией которой стал Коран. Однажды хафиз Ихсан Эфенди пришёл навестить поэта Д.Руми. Он с великим почтением и благоговением пригласил гостя сесть на самое почётное место, а затем сказал: «Необходимо уважать, чтить и ценить Коран. И с таким же почтением следует относиться к хафизам, носящим Коран в своих сердцах. Ум, освещённый светом Корана, не познает ада. Ведь обретёт спасение человек, у которого имеется текст Священной Книги, даже написанный на клочке бумаги».
Учителя обретают значимость благодаря тем, кого они обучают. В системе исламских взглядов на воспитание не существует понятия «испытывать скуку или усталость», а также пренебрежительного или уничижительного отношения к ученикам. Мудрецы говорили: «Костоправ идёт к человеку со сломанной ногой. Если в мире не останется больных, то как тогда понять пользу и искусство врачевания?»
Недостатки становятся своеобразным зеркалом совершенства: презрение есть отражение превосходства, а сладость мёда познаётся на контрасте с кислым вкусом уксуса. И потому в учебном классе земного мира люди должны стать самыми прилежными учениками и прекрасными наставниками. И для этого нам нужно познать суть быстротечного бытия.
Известно высказывание: «Бренный мир — это темница для душ». Здесь каждый шаг ведёт нас к заветной цели, а каждый вдох приближает к могиле. С другой стороны, человек каждую секунду становится ближе к миру духов — «алям арвах». Подобно испаряющейся воде наша жизнь беззвучно расходует время, отпущенное ей с каждым вдохом. Земля стала основой людей и животных, и каждому суждено раствориться в ней. Но нематериальная сущность также возвращается к своим истокам: праведники с возвышенной духовностью отправятся в Рай, а грешников ожидает ад. Невозможно скрыться от этих истин, равно как от Аллаха, созданной Им Вселенной, в которой мы живём, и от себя.
Поэт Д. Руми писал: «От кого мы бежим? Не от себя ли? Это — мираж. Что мы спасаем, урвав у кого-то? У Аллаха? Какая иллюзия! Сколь тяжкое заблуждение! Да будет тебе известно, что жизнь — это не деньги, не богатство, не женщины, не наряды и не торговля. Жизнь заключается в том, чтобы не стать беспечным, пребывая в полном неведении об Аллахе».