{jathumbnail off}
В Дубае завершила работу крупнейшая в исламском мире ярмарка современного искусства Art Dubai.
В ней принимали участие 85 галерей из 34 стран. Художники из РФ и бывших союзных республик были выставлены в рамках специальной программы Marker, которую в этом году курирует группа Slavs and Tatars, которая посвящена Кавказу и Средней Азии.
Art Dubai был главным украшением большой дубайской Art Week.
Тема форума — It Means This («Имеется в виду именно это»). Смысл которой сводится к «точности и разночтениям» трактовок и сути современных творческих практик.
Art Dubai в этом году впервые разделился на две части, современное искусство (это более 70 галерей) и классический модернизм арабских стран, Ирана, Индии и Пакистана (11 галерей MENASA (Ближний Восток, Северная Африка, Южная Азия), за счет Кавказа и Средней Азии. По традиции вся программа Арт Дубаи разделена на три выставочных зала: Modern (авторы, работающие в 1950-1980-х годах, и, в большинстве своем, известные только в своих странах), Contemporary (наши современники) и образовательный Marker. По мнению специалистов, искусство представленное в ОАЭ, куда более коммерческое, нежели европейское. Несмотря на это, купля-продажа работ проходит здесь в режиме секретности — подробности сделок держат в тайне.
К участию в Marker пригласили пять художественных институций, совершенно различных по типу. Две были созданы самими художниками в условиях полнейшего государственного равнодушия к предмету: алматинский онлайн-архив казахстанского и среднеазиатского искусства Asia Art+ Юлии Сорокиной и бишкекская школа современного искусства ArtEast, организованная Гульнарой Касмалиевой и Муратбеком Джумалиевым. Тбилисская галерея Window Project Ирены Попиашвили помещается в витрине на главной улице города и показывает работы художников как своего рода паблик-арт. Бакинский фонд YARAT — крупная частная инициатива с большими культуртрегерскими амбициями. Наконец, российская часть Кавказа представлена государственным учреждением — Северо-Кавказским филиалом ГЦСИ под руководством Галы Тебиевой. Каждая из институций получила возможность опубликовать по одной книге в парижском издательстве onestarpress, выпускающем книги художников, — Slavs and Tatars тоже работали с ним. Пространство Marker было организовано наподобие чайханы с то ли турецкими, то ли русским самоваром и книгами и оформлено работами из собраний двух других фондов, развивающих искусство Центральной Азии, парижского IADA и московского Марджани. На стендах же были перемешаны народы и поколения в диапазоне от грузинского классика Нателы Ианкошвили (1917-2007) до надежды азербайджанского искусства Резы Хазаре (род. В 1987), беженца-афганца, работающего в Баку. Концепцию проекта Slavs and Tatars, выдающиеся исследователи креолизации культур, объясняют известной пословицей «Поскреби русского — найдешь татарина»: зачарованные языковым многообразием мира, они предлагают нам восхититься тем, как в искусстве этого кавказско-азиатского пространства множество культурных слоев разных эпох врастают друг в друга.
Надо ли говорить, что Marker пользовался большим успехом, и даже коммерческим — так, картины из серии «Поэтическая Антанта» махачкалинца Станислава Харина купил куратор музея Whitney, правда, в собственную коллекцию.
Просветительскую деятельность Slavs and Tatars подержали и различные дискуссионно-образовательные программы ярмарки, пригласив спикеров Каспийского региона и устроив показ фильма Таус Махачевой, и Sharjah Art Foundation, где идет большая ретроспектива малоизвестного в «большой» России махачкалинского художника Эдуарда Путерброда (1940-1993), сценографа, систематически протаскивавшего концептуализм на театральные подмостки. И даже западные галереи: на стенде миланской Laura Bulian Gallery были представлены фотографии и видео «маркерных» Алимжана Жоробаева, Саида Атабекова, Гульнары Касмалиевой и Муратбека Джумалиева, Елены и Виктора Воробьевых, Таус Махачевой.
(По материалам:
http://kommersant.ru — АННА ТОЛСТОВА).
На фото картина Реза Хазаре, «Ностальгия», 2009 г.