Ключ к пониманию и разрешению многих жизненных ситуаций, проблем, сложностей во взаимоотношенях человека с окружающими и со Всевышним дан в небольшом аяте Корана, который гласит: «Аллах доволен ими, и они довольны Им» (Сура «аль-Байина», 98 / 8). Когда же человек бывает доволен, и как это проявляется?
Нагрянула беда, подступило уныние, образовалось препятствие, всё идёт не так, как хотелось бы, а верующий не теряет своего спокойствия, лишь сильнее благодарит Всевышнего за испытания.
Искренний мусульманин знает, что именно временные сложности принесут много новых благ для него. Ярким тому примером служит духовное состояние пророка Айюба (алейхиссалям), который был лишён практически всего, что боится потерять каждый человек: здоровья, детей, имущества, дома, родины. Но он не был лишён веры. Его крепким и непоколебимым духовным стержнем стала покорность всему, что шло от Всевышнего.
Пророк Айюб (алейхиссалям) жил на территории Шама и происходил из рода брата пророка Якуба (алейхиссалям) Айсы (Ыйсы). Жизнь пророка Айюба была наполнена баракатом благодаря молитвам его деда, пророка Исхака (алейхиссалям).
Дом Айюба (алейхиссалям) был полной чашей, где он жил в достатке и в окружении многочисленного потомства. На его пути были серьёзные испытания, которые он выдержал с достоинством истинного раба Всевышнего. Период богатства сменялся крайней бедностью, годы здоровья — временем тяжелейшей болезни, но терпение и глубокая вера помогли ему перенести все сложности с искренней благодарностью Всевышнему. В Коране говорится: «Мы нашли тебя терпеливым. Какой прекрасный раб! Он любил обращаться к Господу» (Сура «Сад», 38 / 44).
Испытания Айюба (алейхиссалям) начались после того, как ему была дарована высокая миссия пророчества. По Воле Всевышнего Аллаха он наставлял людей на путь истинной, чистой жизни, но шайтан шептал им: «При таком богатстве и благополучии легко поучать других и жить праведно. Что было бы с ним, если бы он стал беден и несчастен». Иблис находил любой повод для того, чтобы посеять в сердцах людей сомнения и оклеветать пророка.
Всевышний Аллах уготовил своему избраннику нелёгкую долю. Первым стало испытание имуществом. Создатель в один миг забрал у пророка все богатства: селевой поток уничтожил стада овец, ветер погубил принадлежавшие ему плодородные земли. Шайтан не преминул явиться в облике пастуха. «О, Айюб! — злорадно произнёс он. — Какое несчастье выпало на твою долю. Аллах лишил тебя Своей Милости. Он уничтожил все твои пастбища и плодородные земли». Но пророк Айюб (алейхиссалям) смиренно отвечал: «Пастбища и земли были даны мне моим Господом. Сейчас Он забрал Своё имущество. Он, если захочет, одарит, пожелает — заберёт».
Второе испытание, которое ждало Айюба (алейхиссалям), — смерть близких. Все его дети лишились жизни во время внезапно произошедшего землетрясения. На этот раз шайтан явился к пророку, громко причитая: «О, Айюб! Аллах разрушил твой дом во время землетрясения и забрал всех твоих сыновей и дочерей. Слышал бы ты их душераздирающие крики! Это было невыносимо!» Иблис в подробностях начал рассказывать о случившемся, а на глаза пророка навернулись слёзы. Покорность Воле Всевышнего и упование на Него смешались в его душе с чувством жалости и любви к детям. Но и это испытание Айюб (алейхиссалям) принял с благодарностью. Он сказал шайтану: «Проклятый! Ты хочешь настроить меня против моего Господа. Знай же, дети были даны мне лишь на попечение как аманат. Истинный Владыка забрал их обратно. Он — Дающий, Он же — Забирающий. Как я могу обижаться на Него? Всегда я стараюсь быть благодарным рабом Аллаха!»
За этим большим испытанием последовало ещё одно — тяжёлая болезнь, поразившая тело пророка. Люди перестали посещать его, а верность ему сохранила только супруга Рахима. Она продолжала преданно ухаживать за пророком. Женщина занималась рукоделием, и это не давало им умереть от голода. Но Айюб (алейхиссаллям) не роптал. Покорившись Аллаху, он терпел и продолжал восхвалять Его. Шайтан не унимался и нашёптывал жителям города: «Будьте осторожны! Не встречайтесь с женой Айюба, не помогайте ей. Иначе и вы заразитесь этой болезнью. Вам надо изгнать его из города!» Народ поддался панике и угрожал закидать камнями пророка с супругой. Рахима, оказавшись в безвыходном положении, собрала пожитки, завернула ослабевшего мужа в покрывало, взвалила его на спину и покинула свой дом. Неподалёку от города она построила хижину из веток и прутьев, где стали жить тяжелобольной муж и верная жена. Порой мимо их жилища проходили редкие путники; пророк разговаривал с ними об Истине, наставлял на путь добра и терпения, призывал обратиться ко Всевышнему и отказаться от всего греховного. Благочестивая Рахима день и ночь пряла пряжу и продавала её городским женщинам. Как-то раз она не выдержала:
— О, пророк! Почему ты не обратишься к Господу за помощью? Почему не попросишь в своих молитвах о здоровье и благе для себя, об освобождении от этих страданий?
На что пророк спросил её:
— Сколько лет мы прожили с тобой в здравии и достатке?
— Восемьдесят лет.
— Рахима! Стыжусь я жаловаться на трудности и бедствия, пока их срок не станет равным тому времени, которое я провёл в довольстве и достатке.
О том, почему пророк Айюб (алейхиссалям) всё же обратился к Всевышнему за помощью, имеется множество объяснений в тафсирах Корана. Приведём лишь некоторые.
С каждым днем болезнь Айюба (алейхиссалям) обострялась, всё больше мешая ему осуществлять пророческую миссию. Недуг отдалил его от людей, и только два человека приходили к нему постоянно. Однако и они пребывали в раздумьях. Как-то один сказал другому: «Айюб, видимо, совершил большой грех, иначе он давно освободился бы от этой болезни». Когда пророк узнал об этом разговоре, то очень расстроился: недуг мешал ему совершать поклонение Аллаху. В Коране только два пророка названы нигмаль абд, «прекрасный раб», но Айюб (алейхиссалям) не мог из-за болезни осуществить своё предназначение быть хорошим рабом. Малик бин Анас передавал слова Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям): «Клянусь Аллахом, Айюб (алейхиссалям) не жаловался на свою болезнь и несчастья. Он провёл так 7 лет 7 месяцев 7 дней 7 часов. Однажды он попробовал выполнить намаз стоя, но не смог удержаться на ногах и упал без сил. Он осознавал, что недостаточно поклоняется Аллаху: «Ко мне на самом деле пришла болезнь».
Пророк Айюб (алейхиссалям) видел, как его супруга Рахима выбивается из последних сил, чтобы добыть пропитание. Из-за недостаточности своего служения и сострадания к жене он обратился ко Всевышнему: «…меня постигло несчастие, но Ты — Милостивый из Милостивейших» (Сура «аль-Анбия», 21 / 83). Айюб поведал Аллаху о своём состоянии, а после этого перед ним предстал ангел Джабраиль (алейхиссалям) и дал совет: «В кладези Всевышнего бесчисленное количество испытаний и несчастий. Их тебе не осилить. Проси Аллаха о выздоровлении!»
В один из дней, когда благочестивая Рахима направилась в город, к пророку (алейхиссалям) явился ангел Джабраиль (алейхиссалям) и принёс весть от Всевышнего: «Айюб! Я ниспослал тебе несчастия, ты проявил терпение. Теперь верну я тебе здоровье и приказываю: «…ударь о землю ногой твоею. Эта вода будет тебе служить омовением, прохладой и питьём» (Сура «Сад», 38 / 42).
Айюб (алейхиссалям) исполнил повеление Аллаха, и в тот же миг из-под его стоп забил родник. Пророк омыл водой своё больное тело и утолил жажду. После этого Всевышний вернул Своему рабу прежнее здоровье. Его повеление ударить ногой о землю указывает на то, что любая цель, даже чудо, достигается путём собственных усилий человека. Чтобы получить выздоровление, Айюбу (алейхиссалям) нужно было самому ударить ногой о землю, и только потом свершилась воля Аллаха: «Мы исполнили молитву его и избавили его от несчастия; Мы возвратили ему семью и даже удвоили её, по милосердию Нашему и в пример тем, которые Нам поклоняются» (Сура «аль-Анбия», 21 / 84).
Ангел Джабраиль (алейхиссалям) водрузил корону на голову выздоровевшего пророка Айюба (алейхиссалям), облёк его в красивые одежды и послал облако для защиты от палящих солнечных лучей. Так Аллах вернул Айюбу (алейхиссалям) прежнюю молодость и здоровье. «Мы ему возвратили семейство, умножив его вдвое. Это был знак милосердия Нашего и пример для людей рассудительных» (Сура «Сад», 38 / 43).
После выздоровления пророка Айюба (алейхиссалям) охватила странная печаль. Он признавался: «Каждую ночь в предрассветное время я слышал голос: «Больной наш, как ты?» А сейчас я здоров и бодр, но мне никто не говорит: «Наш выздоровевший раб, как ты?» Слёзы мои текут только лишь по этой причине».
Он ни на миг не возроптал и даже не молил о пощаде. Лишь на пике своей болезни тихо произнёс: «О, Аллах! Ты — самый Милостивый из милостивых…» В этих словах заключено многое: и нескончаемая вера в справедливость Всевышнего, в Его милосердие, и выражение своего терпения и покорности, и тихое признание: «Я доволен Тобой». Всевышний вернул ему всё: и здоровье, и детей, и имущество. Айюб (алейхиссалям) ничего не потерял, а лишь укрепил перед Всевышним свой статус довольного Его Волей покорного раба.