Суры защиты — это суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас». Обе суры еще называются «Муаввизатайн».
В хадисе от Тирмизи говорится, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) прибегал к защите от джиннов и сглаза и до того, как были ниспосланы суры Муаввизатайн. После их ниспослания, он оставил все остальное.
Эти суры были ниспосланы вместе, но среди алимов существуют разногласия, где именно они были ниспосланы — в Мекке или в Медине. По мнению Хасана Басри Ата Икриима и Джабира бин Зайда, эти две суры были дарованы Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) в Мекке.
По мнению Абдуллаха бин Зубайра и Катади — в Медине. Мнение о мединском периоде основывается на хадисе о том, что в этом городе один иудей навёл порчу на Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). После чего были ниспосланы две суры, которые называют «Муаввизатайн». Алуси говорит, что если опираться на этот хадис, то точка зрения о мекканском периоде ошибочна. Ибн Аббас говорил и о мекканском, и о мединском периодах. Но по стилю и содержанию суры похожи на мекканские. С другой стороны, считалось, что пророки, в том числе и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), не подвержены влиянию колдовства.
У слова «фаляк» множество смыслов. Однако если соединять значение этого слова в первом аяте с последующим, то это слово обозначает образование Вселенной из пустоты после взрыва. Во втором аяте говорится, что необходимо защититься от вреда всех созданий, сотворённых Всевышним. Третий аят гласит, что человек обращается за помощью к Аллаху для защиты от всего тёмного. В данном контексте наступающая темнота — очень широкое понятие. Это и чернота ночи, это насилие и невежество, темнота мыслей и души: ненависть, гнев, ревность. В четвёртом аяте говорится о том, что нужно искать покровительства у Всевышнего для защиты от зла тех, кто дует на узлы. Здесь подразумевается колдовство, порча или такие действия, которые влияют на психическое и духовное состояние людей — например, идеи, мысли, идеологии, когда люди отходят от веры и впадают в неверие и безнадёжность. В современном варианте узел или кнопка — это нечто, куда можно нажать, надавить и вызвать катастрофу мирового, вселенского масштаба. Последний аят содержит указание искать спасения от ревности завистников у Аллаха.
Сура «аль-Фаляк»:
1. Скажи: «Ищу убежища у Господа рассвета
2. от зла того, что Он сотворил,
3. от зла ночного мрака, когда он застилает [мир],
4. от зла дующих на узлы [колдуний],
5. от зла зависти завистника».
Как в суре «Фаляк», так и в следующей за ней суре «ан-Нас» говорится о том, что необходимо прибегать к покровительству Всевышнего от разрушительной силы стихии, от дурных людей и невидимых существ.
Сура «ан-Нас»
1. Скажи: «Ищу убежища у Господа людей,
2. царя людей,
3. Бога людей
4. от зла искусителя, исчезающего [при упоминании имени Аллаха],
5. подвергающего искушению сердца живых созданий,
6. как джиннов, так и людей [представляющего]».
Защищаться нужно не только чтением этих аятов Корана, а по возможности соблюдая все необходимые меры предосторожности. По сообщению Айши (радыяллаху анха), Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) перед сном читал три суры — «Ихляс», «Фаляк», «Нас» в свои ладони, а затем руками проводил по всему телу (Абу Давуд, «Адаб», 98). Укба бин Амр рассказывал, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ему советовал: «О, Укба, ты читай «фаляк», потому что нет ничего более благородного и приятного Всевышнему, чем первый аят этой суры, и читай её всегда по возможности» (Муснад, 4, 149, 155).
Некоторые толкователи Корана говорили, что тот мусульманин, кто читает аяты этих двух сур, «Фаляк» и «Нас», размышляя и задумывась над их смыслом, и понимает их глубоко, будет на таком уровне, словно он прочитал все книги, ниспосланные Всевышним.