В посвященных состязаниям и скачкам разделах книг и сборников хадисов повествуется о том, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) организовывал различные соревнования и вручал их победителям награды.
Состязания по конной верховой езде
Известно, что езда верхом была широко распространена как в доисламские времена, так и после прихода Ислама.
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) организовал конные скачки в Медине и вручил награды их победителям (Абу Давуд, «Джихад», 60). Он подготовил две отдельные площадки для спортивных и обычных пород лошадей. Находящаяся в настоящее время в северной части города Медина мечеть Сабак (ипподромная) построена на том месте, где Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наблюдал за этими скачками и определял победителя. Количество участвовавших в забеге лошадей неизвестно, однако награда вручалась тем, кто входил в первую «пятерку» (Бухари, «Джихад», 56-59).
Говорят, что Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) также устраивал соревнования во время военных походов. Источники свидетельствуют о проведении такого состязания во время похода на Табук. Одной из целей данного мероприятия была организация развлечения для воинов.
Стрельба из лука
Во времена Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) основными средствами для борьбы с врагами были предназначенные для верховой езды животные и стрельба. Поэтому, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) повелевал: «Соревнования, подразумевающие награды, возможны только с участием лошадей, верблюдов и лучников «(Тирмизи, «Джихад», 22).
Другие виды спорта
Штанга
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) видел людей, состязавшихся в подъеме тяжестей, и не запрещал им это, что принимается как доказательство дозволенности поднимания штанги в виде спорта и развлечения.
Бег
Об организованных во времена Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) забегах сведений не имеется. Однако известно, что в ходе возвращения из одного похода два сахаба, хороших бегуна, состязались между собой, испросив у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) разрешения. Также есть информация о беге наперегонки среди других участников. Наряду с различными мнениями представителей других мазхабов, последователи мазхаба Ханафи считают, что за состязания в беге можно давать награды.
Борьба
Борьбой занимаются издавна в качестве спорта и развлечения. Естественно, она была распространена и среди арабов. Источники сохранили сведения о том, что Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) проверял в схватке между собой юношей, которые впервые пожелали принять участие в походе.
Современные оценки спорта и состязаний
Целью современных исламских ученых является подтверждение дозволенности тех соревнований, которые связаны с дозволенными видами и средствами спорта.Однако они настаивают на том, что состязания, как с наградами, так и без таковых, для сохранения своей дозволенности должны иметь следующие особенности:
• Не служить средством для азартных игр.
• Не приносить вреда отдельным людям, обществу и окружающей среде. Это предписание является необходимостью для соблюдения основного принципа – запрета на нанесение вреда.
• Не препятствовать выполнению человеком его обязанностей.
• Не использовать запрещенные для этого средства.
Наряду с этим, не следует пренебрегать следующими принципами, которые можно назвать нравственными нормами:
• Соревнования должны проводиться с целью обучения, физического и психического развития человека или в виде дозволенного способа отдыха.
• Неправильно состязаться только ради удовлетворения своей гордыни и хвастовства.
• Не дозволяется натравливать друг на друга животных. Этот запрет был выражен в одном из хадисов Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) (Тирмизи, «Джихад», 30). Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) запретил и проклял использование животных в качестве цели для стрельбы (Бухари, «Забаых ва Сайд», 25).
• Также неправильно человеку сражаться с животным, как это делается в наши дни в некоторых западных странах .Ислам не считает дозволенным истязание животных ради удовольствия и развлечения.
Нет никакого предписания, ограничивающего женщинам занятие спортом или принятие ими участия в соревнованиях, при условии соблюдения правил приличия.
Награды в соревнованиях
• На соревнованиях могут вручаться награды. Ученые единодушны во мнении по данному вопросу.
• Награда может выделяться из государственной казны.
• За состязания по запрещенным видам спорта наград быть не должно. Ведь награждение за подобные вещи означает их поощрение. Это было бы неправильно. Как будто награда дается за нечто вредное.
• Награда за состязание не должна превращать его в азартную игру. По этой причине необходимо, чтобы выигрыш назначал/вручал тот, кто не участвует в соревновании. Или же награду может предложить одна из участвующих в соревновании сторон с условием отдать ее соперникам в случае их победы, но не требуя поощрения в случае своей победы. Тогда это не будет расцениваться как азартная игра.
Так считают ученые мазхабов Ханафи, Шафии и Ханбали. Согласно принятого за основу решения богословов Малики, подобной награды быть не должно, так как данная ситуация может превратить состязание в азартную игру.