Благочестивая Айша (радыяллаху анха) рассказывала: «Однажды ночью Пророк внезапно вышел из дома. Я подумала, что он ушел к другим супругам. Когда он вернулся, то спросил: «Что случилось? Наверное, ты ревновала меня».
Я ответила утвердительно, и он сказал: «К тебе приходил шайтан». Тогда я удивилась: «О, Расулюллах! Неужели рядом со мной или другим человеком может находиться шайтан?
Он промолвил:«Да». Затем я опять спросила его: «А рядом с тобой может находиться шайтан?», и он ответил: «Да, и со мной рядом есть шайтан, но Аллах оказал мне милость, и Иблис подчиняется мне!»(Муслим, «Кыямат», 70).
Что такое ревность?
Дозволенная ревность — это забота и покровительство, а также беспокойство о нравственности супруги. Ведь известно, что Аллах дал мужчинам жён какаманат.
Ревность перекрывает пути к запретному. Это чувство подобно предвидению приближающейся опасности. Ревность позволяет оградить женщину от любых запретных действий, которые могут осквернить брак и человеческое достоинство и в будущем привести к раскаянию и стыду.
В арабском языке ревность называется «гайрат». В некоторых случаях её проявление является фардом. При необходимости ревность служит своеобразным щитом, когда супруг бережёт и ограждает свою жену от опасностей в земном мире и от вечных мучений в аду.
Но излишняя и неуместная ревность, вызванная пустыми подозрениями и сомнениями, часто оборачивается бедой. Такое чувство может привести к холодности между супругами и нарушить спокойствие семьи. Поэтому мусульманам нужно быть очень осторожными в проявлениях ревности.
Уместная ревность
Ревности подвластны как мужчины, так и женщины. Но чаще всего это чувство проявляется у представителей сильного пола, так как именно им поручено хранить достоинство и честь семьи. Считается грешником тот супруг, который не ревнует свою жену к другим и не ограждает её от недозволенных поступков. Но и женщина совершит грех, если позволит посторонним мужчинам свободно обращаться с ней.
Мусульманка принадлежит своему мужу и любит только его. А другие люди могут относиться к ней как к матери, родственнице или сестре по вере. Но для супругов существуют определённые правила поведения, так как ревность нужно проявлять в разумных пределах.
Виды ревности
Порой ревность имеет под собой основания, но зачастую это чувство проявляется безо всякой причины, под воздействием сомнений. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ревность, которая разрешена (вызывает одобрение Всевышнего), основана на веских причинах. А необоснованная ревность вызывает гнев Всевышнего»(Абу Давуд, «Закят», 66).
Безосновательная ревность осуждается потому, что ведёт к появлению негативных и греховных предположений о ком-то. Благочестивый Али (радыяллаху анху) наставлял: «Никогда чрезмерно не ревнуй свою супругу, ибо впоследствии ты можешь обвинить её в неблаговидных поступках».
Разумеется, иногда нужно ревновать. Каждый мужчина, для которого дороги честь и достоинство семьи, должен познать это чувство. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Всевышний ревнует Своих рабов, когда они грешат.Так Он удерживает их от бесчестия. Поэтому запрещено совершение всех харамных деяний, как тайных, так и явных» (Бухари, «Никях», 107; Муслим, «Тауба», 36).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Несомненно, Всевышний Аллах любит ревность, но некоторые виды вызывают у Него гнев. Ему нравится ревность мужчины, порождённая определёнными причинами. Но неуместная и беспричинная ревность влечёт гнев Всевышнего» (Абу Давуд, «Джихад», 104; Насаи, «Закят», 66).
Нельзя разрешать супруге входить без необходимости в помещение, где находятся посторонние мужчины. Благочестивый Али (радыяллаху анху) спрашивал мусульман: «Я слышал, что ваши жёны ходят по улицам рядом с мужчинами. Разве вы не ревнуете их? Запомните, от человека, который не оберегает от греха свою жену, нельзя ждать ничего хорошего!» (Багави, «Шархус сунна», 5 / 194).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рассказывал: «В ночь Мирадж я увидел в Раю дворец,возле которого женщина совершала тахарат. Япоинтересовался, кому принадлежит здание, и услышал в ответ: «Это дворец Умара». Мне захотелось побродить по его галереям, но затем я вспомнил о ревнивом характере Умара и передумал».
Услышав такие слова, Умар (радыяллаху анху) промолвил: «О, Расулюллах! Неужели я буду ревновать к вам?»(Бухари, «Бадиуль хак», 8).