Шейх Саади Ширази в произведении «Бостан» приводит историю, из которой человек размышляющий может вынести несколько уроков.
Жил-был один управляющий. Он слыл воплощением ярости и злобы. От страха перед ним даже лев превращался в котёнка. Однажды случилось так, что негодяй свалился в глубокий и холодный колодец. Он кричал, и звал на помощь, но никто не откликался на его отчаянный зов. Наверное, его просто не хотели услышать. Ведь совершённые злодеяния настолько опротивели людям, что все отворачивались даже от одного звука его голоса.
Так прошло несколько дней. Однажды в предрассветный час мимо колодца проходил некто и полюбопытствовал: «Кто же в него упал?» Когда он увидел злодея, то и не подумал помочь ему. Воспоминания захлестнули прохожего, он схватил с земли большой камень и бросил в колодец. Не сдерживая эмоций, он восклицал: «Ну и как ты? Ты никогда и не думал помочь кому бы то ни было, а сейчас сам взываешь о милосердии. Ты постоянно сеял зло, был безжалостен, скуп на заботу и сочувствие. Теперь ты пожинаешь плоды своих злодеяний. Так посмотрим, кто облегчит твою боль и заживит раны! Ты никогда не задумывался о тех, кого обижал и оскорблял, кто был в сложном положении. Ты хоть раз попробовал стать солнцем для людей, на души которых пролился ледяной дождь горя и страданий? Так почему же ты ждёшь милосердия к тебе? Ты же постоянно, изо дня в день, отнимал у нас счастье и покой. А в итоге провалился в ту яму, которую годами рыл для других!»
Саади рассказывает историю недоброго человека и завершает повествование выражением, которое можно толковать неоднозначно. Люди роют ямы с двумя целями: первая — настоящая, другая — метафорическая. Добрый и деятельный человек копает колодец для того, чтобы самому воспользоваться чистой водой и напоить ей других. А второй, злобный, роет землю не с целью достичь источника, а чтобы кто-то упал в яму, а он имел повод для насмешек и издевательств. Но если совершаешь зло, то не ожидай добра. Потому что сколь ни проявляй усердие, бесплодные пески пустыни не дадут щедрый урожай. Если ты взращиваешь дерево заккум (так называют дерево в аду), так и не жди того, что обрадуешься сладким плодам, ибо он даёт только ядовитые.
Поэт-суфий Д. Руми обращался к притеснителям, которые не желали добра людям и использовали все имеющиеся возможности для того, чтобы ещё больше ухудшить их положение. Он писал: «О, притеснитель! Ты, конечно, роешь яму. Но знай, что так тщательно копаешь её для себя. Все алимы говорят: «Насилие притеснителей — словно колодец, наполненный тьмой. Колодец того, кто перешёл границы и не способен контролировать свои злодеяния, ещё страшнее, ещё темнее». Всевышний готовит страшное наказание тому, кто считает себя вправе мучить других. Ты не думай, что у слабых нет защитника. Почитай Коран! В аяте говорится: «Когда придёт помощь Господа, то…» (Сура «ан-Наср», 110 / 1) Даже если ты огромен, как слон, и враг в ужасе убежит от тебя, но наказание, которое принесли птицы абабиль, не минует и тебя. За совершённое зло ты рано или поздно получишь наказание сполна».
Человек обязан знать, что время его жизни ограничено, и каждая прошедшая минута тому подтверждение. А помнить об этом нужно потому, что ни единое злодеяние не останется безнаказанным. Такое знание удерживает людей от неблаговидных поступков. Искреннему му`мину вера не позволит обижать, причинять боль другим, ибо он осознаёт, что Всевышний наблюдает за ним. Господь помогает разбитым сердцам, награждает их счастьем, покоем и благоденствием. В аятах Корана говорится: «Тот, кто творит добро, [поступает] лишь на пользу себе. Тот, кто творит зло, [поступает] во вред себе. А Господь твой не притесняет [Своих] рабов» (Сура «Фуссилат», 41 / 46); «Если вы вершите добро, то вершите для себя; если же вы вершите зло, то опять же для себя…» (Сура «аль-Исра», 17 / 7).
Благодаря вековым наблюдениям за законами жизни люди осознали: что посеял, то и пожнёшь; что положил на тарелку, то и возьмёшь ложкой. Если человек, стремящийся к счастью, нарушает покой других, то радуется этому недолго. Фараон и Немруд обладали неограниченной властью и богатством, которые позволили им совершать насилие над людьми. Но их ложное счастье всемогущества продолжалось только до могилы.
Руми писал: «Если человек кого-то ранил или притеснил своими руками, то этот поступок в аду станет деревом, с которого придётся срывать плоды заккума. Если ты, обуреваемый гневом и горячностью, обидел и оскорбил кого-то, то разведённый тобой огонь в их душах станет топливом для пламени ада. Жар твоей ненависти обожжёт человека на земле, но из того огня родится адский костёр, который там тебя будет сжигать и мучить. Огонь мирской свалится обухом на людей, но пламя вечных мучений поглотит тебя самого. Слова, которые в гневе и с чувством мести произносились здесь, которые кололи и ранили сердца других, словно змеи, станут адскими скорпионами и схватят тебя». Поэтому так важно не разрушать, не убивать, не обижать, а с любовью относиться к людям, беречь свет в их душах, желать блага всему человечеству и произносить слова мягкие и доброжелательные.
Сахабы иногда подходили и говорили Пророку (салляллаху алейхи ва саллям): «О, Расулюллах, я клянусь тебе в том, что я мусульманин». Тот принимал их свидетельство или же добавлял определённое условие, например, такое: «Я принимаю твою присягу, однако с условием, что ты будешь хорошо относиться ко всем людям и будешь желать им добра».
Крайне важно достичь этого душевного состояния, о котором говорил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). В одном из бейтов Д. Руми писал о том, что человек должен обрести способность видеть и наблюдать за жизнью с точки зрения истины: «Кааба была построена Халилем Ибрагимом, сыном Азера, но душа человеческая — это место, за которым наблюдает Всемогущий Аллах». Поэт продолжает: «Уязвлённое сердце, которое ты ценишь даже меньше соломинки, перед Всевышним выше Арша, выше Курси (трона), Левха (небесной скрижали)… За надломленной душой следит Всевышний. Собрать осколки разбитого сердца и оживить его — наивысочайшее деяние перед Аллахом. Молчи! Даже если ты говоришь на 200 языках, душа — это то, что не объяснишь и не выразишь словами…»
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обладал мягким, прекрасным, совершенным сердцем. Он смотрел на людей именно с высоты своей души. Он прощал людей, которые поступали по отношению к нему нечестно, и не отвечал злом тем, кто хотел навредить ему. С недоброжелателями Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) общался по-доброму и просил Творца наставить их на путь исправления и истины. Он был словно перламутровая ракушка, которая даёт жемчужину несмотря на то, что её разбивают сильным ударом камня. Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) закидывали камнями в Таифе, но его душа дарила людям жемчужины молитв. Он просил Всевышнего, чтобы они исправились и распахнули сердца истинной вере. После сражения при Ухуде его лицо было покрыто ранами, а жемчужины зубов — раздроблены. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) не желал зла людям, совершившим это, но молился за них. Чтобы показать благородство веры и искреннее, доброжелательное отношение к людям, он не вступил на путь мщения, когда вернулся в Мекку после изгнания. Но молил Всевышнего о каждом, кто был его врагом, чтобы души их открылись для веры.
Этих примеров из жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) достаточно для того, чтобы понять, к какому состоянию сердца должны стремиться мусульмане. Духовный наследник Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), Халадж Мансур, сердце которого растворилось в любви ко Всевышнему, не мог скрыть это чувство и без страха быть непонятым рассказал людям о своих необычных переживаниях и духовных открытиях. Соплеменники не поняли уровень его любви ко Всевышнему и посчитали, что он лишился веры. Когда они стали закидывать Мансура камнями, он лишь продолжал молиться: «О, Всевышний, прежде меня прости всех, кто побивает меня камнями».
Относиться с пониманием к недостаткам людей, уметь анализировать ситуацию, постигать суть происходящего — это свойство зрелого и совершенного сердца. Поэтому верующий обязан обрести все эти качества и знать о том, что благороднее и правильнее отвечать на зло добром. Так поступал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям). Но не стоит бездействовать, когда ради спасения своей жизни, жилья, имущества и чести необходимо принять меры защиты. Мусульманин обязан обладать проницательностью и способностью расставлять приоритеты.
О, Всевышний, даруй нашим устам искренность, немногословность, чтобы с них сходило мало слов, но своевременных, важных и от души. Пусть любовь к Тебе проявляется пониманием и терпимостью к другим людям, ко всем живым существам, ко всем дарованным Тобой благам земной жизни. Отдали от нас зло Милостью Своей! Помоги Твоим рабам очистить намерения и напоминай нам об ответе за любые поступки. Аминь!