facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Сура «ан-Наба». Краткое содержание

1

(سورة النبأ)

Сура «ан-Наба» семьдесят восьмая сура Священного Корана.

Была ниспослана в конце мекканского периода. Свое название сура получила от слова «наба» (великая весть), которое использовано во втором аяте. Она также упоминается под названиями «Тасауль», благодаря использованным в первом аяте выражениям «Амма», «Амма йатасаалюн», а также словом «Му‘сырат» (сгустившиеся тучи) из 14-го аята (Алуси, XXX, 281). Сура состоит из 40 аятов с буквами “ا، م، ن” в качестве интервалa.

 

Темой суры «ан-Наба» является воскрешение после смерти и краткое описание жизни в другом мире. Сура начинается вопросом: «О чем они спрашивают друг друга? О великой вести, относительно которой они расходятся во мнениях?»Затем говорится, что это неоспоримая истина, о которой вскоре станет известно (аяты 1-5). Хотя некоторые толкователи считают, что под словом «великая весть» подразумевается Коран, из продолжения суры становится ясно: это Судный день, который вызывает у человека чувство ответственности и необходимости контролировать свои действия (Ибн Кясир, VII, 195). После обращения вслед за этим к наблюдаемому на земном шаре космическому устройству, создающему благоприятные для жизни человека условия (аяты 6-16), упоминается одно из названий Ахирата как «йавму’ль-фасл» (день, когда истина и заблуждение будут отделены яркой чертой), после этого осуществляется переход к теме Конца Света и дается краткое описание Ада как места, «куда отправятся творящие беззаконие». В следующих 6 аятах рассказывается о Рае, принадлежащем богобоязненным людям (аяты 17-36). В последней части суры, которая состоит из 4 аятов, рассказывается о том, что в Судный день никто, включая Джабраиля (алейхиссалям) и ангелов, не сможет разговаривать без позволения, а говорящие будут произносить только правду. В конце суры идет напоминание о непременном наступлении Конца света, когда каждый предстанет с отчетом за свои деяния, а неверные пожелают обратиться в прах.

Сура «ан-Наба» закрепляет принципы веры в Аллаха и Судный день, о которых упоминается во многих аятах священного Корана. Если на первое из этого намекается косвенно, то второе объясняется действенным образом тем людям, умы и души которых открыты истине. Первые слушатели этой суры жители Мекки и большинство других людей не отрицают Всевышнего, сотворившего Вселенную и управлющего ею. Однако эгоистические желания мешали им осознать то, что жизнь не ограничивается земным пребыванием, есть вечная жизнь, качество которой зависит от того, как она прожита на земле и через какие испытания прошла успешно.   

Сура делает особенный акцент на этом. Известно, что Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) читал суры «ан-Наба» и «Мурсалят» вместе в одном ракаате намаза (Бухари, «Фазаилу’ль-Куран», 6, 28; Муслим, «Саляту’ль-мусафирин», 275-279; срав. Ибрахим Али, с. 306-307, 342-343). Существует  предание о том, что «человеку, читающему суру «Амма», Всевышний в Судный день пожалует прохладительные напитки».

Сура «ан-Наба» — первая сура тридцатой, последней части (джуза) Корана. Эта часть, известная как глава «Амма», состоит из 37 сур, которые, за исключением нескольких, были ниспосланы в Мекке. Суры, читаемые во время намаза, также находятся в конце этой части.

Принято последний джуз издавать отдельным сборником вместе с толкованием сур.

 

Читать суру «ан-Наба»

{youtube} tJ9M3y7IULA? {/youtube}

 

(Читает Фатих Чоллак)

Share.