{jathumbnail off}
Харам аль-Шариф: первая Кибла, вторая мечеть и третье священное место для мусульман
Расположенная в пределах старых городских стен Иерусалима, Харам аль-Шариф, или аль-Акса, является самым почитаемым местом в Святой Земле. Она считается первой Киблой в Исламе и третьей по значимости святыней после Мекки и Медины.
Также эта площадь считается местом вознесения Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) на небеса.
Мусульмане говорят, что Аллах воистину благословил это место. В аяте сказано: «Слава Тому, кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в Масджид аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — слышащий, видящий» (Сура «аль-Исра», 17 / 1).
В аяте Масджид аль-Акса названа старейшей мечетью, так как считается вторым мусульманским храмом, построенным на земле. Харам аль-Шариф воздвигли спустя сорок лет после постройки Каабы. В память об этом священном месте, а также о произошедших тут исторических событиях, мусульмане строили здесь многочисленные мечети и памятники. Самые известные из них — мерцающий золотой купол Скалы и чёрная Масджид Аль-Акса.
Купол Скалы – символ Ислама
Купол Скалы также известен как Куббет ас-Сахра, который часто называют первым памятником мусульманской архитектуры и считают одним из выдающихся символов Ислама. Как следует из названия, эта мечеть воздвигнута на священной скале, с которой Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) совершил восхождение на небо в ночь Мирадж. Во время правления первой мусульманской династии Омейядов султан Абд аль-Малик принял решение украсить Иерусалим и воздвигнуть в городе блестящий Купол Скалы, а также Масджид аль-Акса.
Восьмигранное здание, построенное в конце VI века, в течение столетий претерпело очень мало изменений. Некоторые исследователи даже предположили, что конструкция здания на скале должна была служить не в качестве мечети, а стать символом священного места. На это указывают двойные восьмиугольные стены и центральное расположение на исторической скале. Существуют теории, что здание построили как место паломничества, которое могло бы стать альтернативой обходу Каабы.
Архитектурный шедевр
Построенная в типичном византийском стиле, мечеть органично сочетает мраморные колонны, поразительные голубые мозаики, витражи и блестящей золотой купол. В Куббет ас-Сахра ведут лестничные пролеты, увенчанные аркадой. Ступеньки приводят посетителей к приподнятой над землей платформе, на которой построена сама мечеть. Большой центральный купол (около 25 метров в высоту и 20 метров в диаметре) опирается на цилиндрическую стенку или «барабан», который украшают шестнадцать окон и поддерживают двенадцать каменных колонн, расположенных по внутренней окружности. Деревянный купол покрыт позолоченным свинцом и находится непосредственно над священной скалой.
Каждая из восьми наружных стен делится на семь панелей. Нижняя часть облицована серым мрамором, а верхняя украшена великолепным керамогранитом, привезённым из Турции. Череда окон расположена на верхней части каждой панели: они пропускают внутрь солнечные лучи, мягко освещающие мечеть. Стеклянные мозаики глубокого синего и зелёного цвета, которыми когда-то были декорированы верхние панели стен, во времена Османской империи были почти полностью заменены на турецкую керамику. Однако некоторые из них сохранились до сих пор. В самом верху этих наружных стен можно увидеть узкую полоску арабской вязи — белыми буквами на синем фоне изображены аяты Корана. Эти надписи указывают на важную роль Ислама и Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) как последнего Посланника Всевышнего и подчёркивают значимость Купола Скалы в Иерусалиме – городе, наполненном также памятниками иудаизма и христианства.
Мечеть имеет четыре входа — с северной, южной, восточной и западной сторон, которые ведут внутрь изысканно и причудливо декорированного помещения. Мозаики Куббет ас-Сахра образуют сложные геометрические узоры золотистой фольги на перламутровом фоне, которые переплетаются с растительными орнаментами — стилизованными фруктами, цветами и деревьями. Бронзовые опорные бары выше центральных колонн сохранились со времён мамлюков и османского периода. Они оформлены в классическом стиле — украшены пальмовыми листьями и виноградными усиками. Внутренний купол мечети поражает великолепием арабесок – разноцветных и позолоченных концентрических кругов. Они реконструированы в 1818 году, во времена правления османского султана Мехмеда II.
Духовный центр Иерусалима
Второе знаковое здание на Харам аль-Шариф — увенчанная чёрным куполом Масджид аль-Акса. Она построена в 709 — 715 годах, в период правления халифа Абд-аль-Малика. Эта большая мечеть вмещает около 5000 человек и посвящена Билялю Хабеши, который стал первым муэдзином в истории Ислама.
Масджид аль-Акса несколько раз претерпела ряд значительных изменений и реконструкций из-за сильных землетрясений и религиозных конфликтов в регионе. Например, после завоевания Иерусалима крестоносцы преобразовали мечеть в церковь, известную как храм Соломона. Здесь совершались христианские богослужения вплоть до 1187 года – до тех пор, пока Саладин не отвоевал эти земли и не вернул Харам аль-Шариф статус мусульманской святыни. Также есть версия, что этой мечети предшествовала более ранняя постройка, связанная с именем халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Он очистил Харам аль-Шариф мусора и возвёл скромное здание под названием Масджид аль-Умари.
Сейчас мечеть представляет из себя элегантное и просторное здание, идеально подходящее для молитв и спокойного размышления о вечном. Масджид аль-Акса имеет девять входов: семь на северной стене и по одному в восточной и в западной части. Северные входы с изящными арками ведут к семи проходам мечети, которые разделены массивными колоннами. 12 из них сделаны из камня, а 33 – из белого мрамора. Главный арочный проём ведёт к центральному проходу, где расположен украшенный орнаментами и искусной резьбой михраб. Изысканность пространству мечети придаёт 121 витраж с геометрическими узорами и кораническими надписями.
Изящный чёрно-серебристый купол появился в результате серии реконструкций, некоторые из которых произошли совсем недавно. Например, в 1969 году это сооружение, ранее укреплённое с помощью бетона и анодированного алюминия, отреставрировали с использованием свинцовой эмали, чтобы облик купола соответствовал первоначальной задумке мусульманских архитекторов.
Внутри купол украшен затейливыми мозаиками и мраморными конструкциями, которые появились в четырнадцатом веке. Мозаика над центральной аркой прохода и вокруг барабана купола даже старше, и датируется 1035 годом. Саладин также преподнёс в дар мечети великолепный резной деревянный минбар после освобождения Иерусалима от крестоносцев. К сожалению, он не сохранился до наших дней, так как сгорел в результате поджога мечети в 1969 году.
Благословенная земля и не благословенные здания
Мусульмане должны помнить, что земля Аль-Акса благословлена не только построенными на ней мечетями. Во времена Пророка Мухаммада они выполняли исключительно своё главное предназначение, то есть были зданиями для проведения богослужений. Их конструкции отличались простотой. Первые мечети строили из обожжённых глиняных кирпичей. Несмотря на скромный внешний вид, они собирали верующих на молитву.