Сломанный инструмент несут мастеру на починку. Есть люди-мастерские, люди-реставраторы или духовные наставники, которые восстанавливают повреждённые сердца.
К людям, совершившим ошибки, и обращается Д.Руми: «Приди, кем бы ты ни был, всё равно приди!» Это напоминание о том, что раскаяние и обращение к Создателю очищает и выводит их из тьмы заблуждения.
Но его призыв современники порой воспринимают странным образом. Они считают Руми неким религиозным апостолом, который найдёт ответ на все чаяния вопрошающего и не ограничен никакими рамками и обязательствами. Другими словами, в этом призыве есть лишь некий зов к внешнему действию, но не к внутренней встряске — взять на себя обязательства прийти ко Всевышнему и после этого обрести новую жизнь.
Нужно прийти именно к Корану и Сунне, которые стали основой и духовным стержнем Руми. Это не метафора, а вполне конкретное действие. Суфий говорит о том, что Коран — это бескрайний океан, где раскрыта суть вещей и событий.
Конечно, есть немало людей с материалистическим мировоззрением и поддавшихся им невежд, которые пытаются показать Руми как философа-гуманиста в связи с широким видением и толерантной манерой обращения, не замечая источник его вдохновения. Они делают упор на его личные качества, произведения или на орден Мавлеви, который трактуется ошибочно, а источник, из которого он черпает знания и мудрость, остаётся словно незамеченным.
Жизнь этого благочестивого человека также была духовной, посвящённой Корану и Сунне. Д.Руми называл Священную Книгу бескрайним океаном, полным вечных истин: «Очевидность Корана можно описать килограммами чернил. Но на то, чтобы выразить все содержащиеся в нём истины, не хватит бескрайних рек чернил и всех деревьев на земле, превращённых в карандаши».
Тем, кто пытается доказать противоположное, адресован суровый ответ: «Я раб Корана до тех пор, пока моя душа находится в этом теле; я — прах на пути Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Я отрекаюсь от тех людей, которые истолковывают мои слова иначе, и от их выдумок».
Этим заявлением Д.Руми открыто признаёт себя «рабом Корана, прахом сияющего пути нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)». Такое ощущение, будто благочестивый суфий предчувствовал то, что ожидает его в наши дни, и поэтому так сказал…
Да, у него есть ещё и такое утверждение: «Каждый слушает меня в меру способностей и склонностей. Плохой человек воспринимает меня через призму своих чувств. Если вы идёте по пути к Всевышнему, то со мной увеличите свою духовность, повысите восприимчивость».
Д.Руми был столь щепетилен в правильном понимании его произведений, что в предисловии к поэме не смог удержаться от слов: «Я не позволяю притрагиваться к «Маснави» людям с грязными и грубыми душами, несведущими в Истине».
Потому что, как и многие стремившиеся к Истине, он устал от превратно понимающих его самого и его произведения людей. Д.Руми — путеводитель духовности и верного пути, указывающий человечеству местонахождение Корана и Сунны.