{jathumbnail off} Опасаясь того, что мусульмане Медины начали превращаться в серьезную силу, жившие в Мекке язычники продолжили свое враждебное поведение. Они понимали, что распространившийся в Медине Ислам вскоре повлияет на социально-экономическое и религиозное устройство Мекки. Отныне мусульмане были в состоянии защитить себя от язычников.
В период своей жизни в Мекке, они не отвечали на издевательства и страдания, причиняемые им идолопоклонниками.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и его товарищи терпеливо сносили их оскорбления и пренебрежительное отношение. Потому что они не могли противостоять язычникам. Позже, построив в Медине свое государство, мусульмане обрели стратегическую и военную силу. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), который всегда был сторонником мира, знал, что язычники не разделяют его мнения и настроены уничтожить мусульман. Поэтому, дабы контролировать их движения и защитить Медину от возможного нападения, Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) организовал в некоторых важных точках в окрестностях города небольшие военные походы. Перед битвой при Бадре было организовано 4 военных похода. Ни в одном из них, кроме похода Батни Нахле под командованием Абдуллаха бин Джахша (радыяллаху анху), не произошло столкновений.
Битва при Бадре (624):
Это было первое сражение между мусульманами и язычниками из Мекки. Бадр находится в 160 километрах к юго-западу от Медины, на расстоянии 30 километров от Красного моря и на пересечении дороги из Мекки в Медину с караванным путем из Сирии. На втором году Хиджры язычники отправили в Сирию большой караван под предводительством Абу Суфьяна. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), узнав об этом, решил сопровождать караван и отправился в путь во главе отряда, состоявшего приблизительно из 300 мусульман. Осведомленный Абу Суфьян поменял маршрут и добрался в Мекку вдоль берега Красного моря. Мусульмане достигли колодцев Бадра раньше, чем язычники. Прежде чем начать сражение, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отправил к многобожникам в качестве посла мира благочестивого Умара (радыяллаху анху). Язычники не соглашались на перемирие, поэтому война стала неизбежной.
По арабским традициям, битва началась с борьбы один на один. Вышедшие вперед трое язычников были обезврежены тремя мусульманскими воинами. Затем между сторонами началось генеральное сражение. Мусульмане сражались очень хорошо и ближе к полудню одержали убедительную победу. К концу битвы погибло около 70 язычников, включая Абу Джахиля, и примерно столько же было взято в плен. У мусульман погибших оказалось 14 шахидов.
Посовещавшись с товарищами по поводу дальнейшей судьбы пленников, Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) согласился с мнением благочестивого Абу Бакра (радыяллаху анху). Согласно этому, пленные освобождались за выкуп. Не имевшие денег люди могли получить свободу в обмен на обучение 10 мусульман грамоте. Другая часть освобождалась безвозмездно.
Эта победа позволила мусульманам поверить в собственные силы и распространить свою власть и влияние за пределы Аравийского полуострова. Одним из итогов победы под Бадром стала битва под Ухудом. Жители Мекки, узнав о своем поражении, были крайне опечалены. Вместо убитого во время сражения Абу Джахиля, язычники выбрали командующим Абу Суфьяна и поклялись отомстить.
Битва при Ухуде (625):
Через 13 месяцев после битвы при Бадре при подстрекательстве группы иудеев трехтысячная армия язычников направилась в сторону Медины. Об этом Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) сообщил в письме его дядя по отцу Аббас, находившийся в Мекке. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) собрал по этому поводу на совещание своих последователей. По мнению Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), необходимо было обороняться. Однако юные мусульмане и благочестивый Хамза (радыяллаху анху) пожелали атаковать. Внявший их мнению Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) вместе с мусульманскими воинами отправился к горе Ухуд. Мусульман было около тысячи человек. Однако лидер смутьянов Абдуллах бин Убай под предлогом того, что Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) внял мнению молодежи, вместе со своим отрядом покинул мусульманскую армию. Таким образом, мусульман осталось 700 человек.
Ухуд расположен на севере Медины на расстоянии приблизительно одного часа езды. 6 января 625 года Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), согласно военной стратегии, оставив за спиной Ухуд, направил свои ряды в сторону Медины. Знаменосцем Он назначил Мус’аба бин Умайра, во главу одетых в броню воинов – Зубайра бин Аввама, командиров остальных – благочестивого Хамзу (радыяллаху анхюне). Для предотвращения нападения врагов с тыла, Абдуллах бин Джубайр (радыяллаху анху) вместе с состоящим из 50 лучников отрядом разместился на перевале Айнейн. Хорошо зная о том, что этот перевал как важная стратегическая точка может переломить ход сражения, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял лучников следующим образом: «Вы не должны покидать этого места, даже если увидите, что птицы клюют наши трупы».
В первой половине сражения мусульмане превосходили язычников. Да так, что мекканские многобожники в великой панике начали разбегаться. Мусульманские воины стали собирать оставленные ими трофеи. Увидев это, некоторые из лучников также направились за добычей. Усилия Абдуллаха бин Джубайра (радыяллаху анху) остановить их не увенчались успехом. Увидев, что лучники покинули свои места, отряд конных язычников из Мекки напал с тыла. Абдуллах бин Джубайр (радыяллаху анху) и десять его товарищей героически погибли. Прошедшие по перевалу Айнейн вражеские отряды окружили мусульман. Убегавшие было язычники также вернулись обратно и перешли в наступление. В этот миг преимущество перешло к врагу. Подавляющее большинство мусульман, растерявшись, обратилось в бегство. Из-за этого Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) также оказался в окружении. Небольшая группа мусульман, оставшаяся с Посланником Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) пыталась защитить Его от вражеских атак. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был ранен. Некоторое время спустя разбежавшиеся мусульмане вернулись назад и напали на язычников. Те не осмелились на новую атаку в ответ на это и отступили. К окончанию битвы погибло около 70 мусульман, включая благочестивого Хамзу (радыяллаху анху). Среди язычников было двадцать жертв. Несмотря на то, что у мусульман было множество погибших и раненых, никто не сдался в плен. Кроме того, язычники не смогли никого пленить сами и взять трофеи. Таким образом, они не одержали истинной победы.
Битва у рва (627):
В связи с тем, что в ней принимало множество различных групп язычников, битву у рва также называют «битвой групп». Язычники из Мекки по наущению живших в Хайбере иудейских лидеров десятитысячной армией, состоявшей из различных арабских племен, направились к Медине. Их целью было полное уничтожение мусульман. Узнав об этом, Пророк (саллялляху алейхи ва саллям) провел совещание со своими сахабами. В итоге, по совету Салмана Фариси (радыяллаху анху), в незащищенных частях Медины были вырыты широкие и глубокие рвы. Трехтысячная армия мусульман выстроилась перед рвом для сражения. Когда язычники приблизились к Медине, они опешили при виде препятствия, которое не позволяло пехоте и коннице перейти на другую сторону. Потому что эта военная тактика древних иранцев не была известна арабам. Только несколько язычников осмелилось перейти ров. Однако они были обезврежены мусульманскими воинами. Во время осады союзники мусульман из племени Бану Курайза нарушили договор и оставили верующих в тяжелом положении. Это было равносильно окружению мусульман с тыла. Пророк Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) увещевал членов Бану Курайза сохранять верность соглашению. Однако они не поменяли своего решения. К тому времени Нуайм бин Масуд, вождь племени Эшджа, тайно принял мусульманство. Получив от Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) разрешение, он встретился с лидерами язычников и иудеев по отдельности и настроил их друг против друга. Из-за этого у двух племен испортились отношения между собой. Племя Бану Курайза передумало воевать с мусульманами. Таким образом, верующие избежали большой внутренней угрозы.
Вражеская армия подготовила план быстрой войны. Так как битва затянулась, у врагов закончились припасы съестного. Кроме того, зимнее время года существенно ухудшало военные условия. Поняв, что исход битвы непредсказуем, Абу Суфьян решил вернуться в Мекку. В 23-дневном сражении мусульмане потеряли 6 воинов. У язычников погибших было трое. После битвы у рва язычники из Мекки были вынуждены признать за мусульманами силу и больше не осмеливались на них нападать.
Мирный договор в Худайбие (628):
В начале одиннадцатого месяца Зилькаде в шестой год Хиджры Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) и его товарищи отправились в Умру. Их было около полутора тысяч человек. Они взяли с собой только сабли и жертвенных животных. Приблизившись к месту под названием «Худайбия» в окрестностях Мекки, они остановились там на ночлег. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отправил к язычникам в качестве гонца благочестивого Османа (радыяллаху анху) с известием о том, что они собираются вернуться домой после посещения Каабы. Благочестивый Осман (радыяллаху анху) рассказал идолопоклонникам о своих планах. Однако те задержали его, вследствие чего возвращение благочестивого Османа (радыяллаху анху) задержалось, и даже распространилось известие о его гибели. Поэтому наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) взял со своих товарищей клятву в случае невозвращения благочестивого Османа (радыяллаху анху) сражаться до последней капли крови. Между сторонами были проведены встречи для предотвращения возможной войны. В итоге язычники отправили в Худайбию делегацию под предводительством Сухайла бин Амра. Здесь между ними и нашим Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) было подписано соглашение. Пункты соглашения с виду были против мусульман. Это беспокоило сахабов. Однако впоследствии выяснилось, насколько дальновидным оказался Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) в политическом и военном плане. Этим соглашением язычники официально признали факт существования мусульман. Данный договор, создавший мирную обстановку, послужил причиной распространения Ислама среди арабских племен. Источники свидетельствуют о том, что число принявших мусульманство в период между вышеупомянутым соглашением и осадой Мекки, превышало количество мусульман до этого времени.
В этой мирной обстановке Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) послал приглашения принять Ислам лидерам соседних государств. Те из язычников, которые стали мусульманами, не могли приехать в Медину, как того требовали условия договора. Они стали собираться в местах, где проходили торговые караваны жителей Мекки, и превратились в серьезную силу. Со временем эти люди стали тревожить мекканских торговцев. Таким образом, пункт о том, что «ставшие в Мекке мусульманами будут возвращены в Медину», был убран из договора.
Мирное взятие Мекки (630):
Из-за попирания заключенного в Худайбии мирного договора, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) принял решение осадить Мекку. Мусульмане при участии окрестных арабских племен десятитысячной армией вышли из Медины 1 января 630 года. Они заночевали в расположенной в окрестностях Мекки долине. Ночью, по приказу Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), все мусульмане зажгли огни. Увидев такую силу, лидер племени курайшитов Абу Суфьян понял, что не сможет противостоять ей. Мусульманская армия с четырех сторон вошла в Мекку. Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) велел по возможности не проливать кровь. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) объявил что все, кто пребывает в Каабе, доме Абу Суфьяна и не выходит из своих домов, находятся в безопасности, и объявил в Мекке общую амнистию. После осады Мекки большинство арабских племен приняло политический авторитет мусульман. А некоторые из них, придя к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), коллективно приняли мусульманство.
Битвы при Хунайне и Эвтасе, осада Таифа (630):
После взятия Мекки, мусульмане стали самой мощной силой на Аравийском полуострове. Не смирившиеся с этим племена Сакиф и Хевазин из окрестностей Таифа, объединившись, создали армию численностью около 20 тысяч человек. Узнавший об этом Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) с 12-тысячной армией направился в сторону долины Хунайн. В это время вражеские силы устроили на склонах Хунайна засаду. В ранние утренние часы мусульмане продвигались дальше, не подозревая о присутствии неприятеля. Вражеские солдаты внезапно начали метать свои стрелы. С другой стороны, находившиеся на верней части склона враги скатили вниз на мусульман огромные камни. Не понявшие происходящего мусульманские воины сначала обратились в бегство. Некоторое время спустя они пришли в себя и напали на врага. Во время сражения преимущество перешло к мусульманам. Вскоре вражеские воины потерпели поражение. Одна их часть ушла в Таиф, другая собралась в Эвтасе, чтобы продолжить войну. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отправил в Эвтас один отряд. А сам во главе другого отряда последовал в Таиф. Находившиеся в Эвтасе враги потерпели поражение. Однако осада Таифа затянулась, так как жители города сделали крепостные стены неприступными и запаслись надолго провиантом. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), который убедился в том, что не достигнет результатов в кратчайший срок, прекратил осаду в связи со скорым наступлением запретных месяцев. Во время осады погибло 14 мусульман. Правоверные освободили своих пленников и вернули им их имущество. Поразившийся этому вождь племени Хевазин, Малик бин Авф, вместе со своим племенем принял мусульманство. В итоге этой войны исчезла последняя на Аравийском полуострове преграда для мусульман. Распространение Ислама еще более ускорилось.
Перевод с турецкого.
Источники:
Учебник по Истории Ислама для имам-хатипов. Коллектив авторов (İmam-hatip liseleri. İslam tarihi. Ders kitabı).
Muhammed Hamidullah, İslam Peygamberi.
İbrahim Sarıçam, İlk Dönem İslam Tarihi.
İbrahim Sarıçam, Hz. Muhammed ve Evrensel Mesajı.