В священных книгах и в теологии христианства, построенного на основе связанных с личностью и качествами Исы (алейхиссалям) догм, Марьям уделяется крайне мало внимания как матери пророка. В Библии Мария на первом плане только до момента рождения Исы (алейхиссалям), а далее о ней практически забывают. Однако со временем дева стала второй по значимости фигурой после своего сына, вокруг неё образовался собственный культ. Мария приобрела статус одного из самых важных образов христианского искусства, литературы и культуры.
В её честь были созданы организации, течения и места паломничества, жизнь девы послужила примером для монашеских орденов, которые давали обет целомудрия и посвящали себя служению Всевышнему.
В христианских течениях Марьям имеет различные статусы. Католики и православные признают её как непорочную деву и богоматерь. В православных церквях находятся иконы с ее изображением, в католических храмах — статуи. Она занимает важное место в богослужениях и тех, и других. Протестанты же не уделяют ей столь большого внимания, как остальные христианские течения. Лютеране и кальвинисты отвергают всё, что говорится о Марии помимо доктрин священной книги: они признают непорочное зачатие Исы (алейхисаллям), но не настаивают на её дальнейшей целомудренной и безгрешной жизни. Для этих течений важным является обстоятельство, что церковь не проявляла интереса к Марьям в первые пять столетий.
В христианстве существует пять основных догм, связанных с Марией, три из которых появились в IV—V веках, а две — в современный период (1854—1950):
1. Она является матерью бога. Христианская традиция обозначает это двумя терминами: «богородица» (по-гречески теотокос, на латинском — деипара или деи генитрикс) и «богоматерь» (матер деи). В Евангелии говорится о том, что Марьям забеременела от святого духа и родила божьего сына (Матвей, 1 / 18, 20; Лука, 1 / 32; Иоанн, 1 / 1—2, 14). Первые отцы церкви, Тертуллиан и святой Амброзий, также считали Марьям богоматерью. Однако это верование в IV веке было опровергнуто Нестором. Собравшийся в связи с этим Эфесский собор в 431 году подтвердил и объявил Марьям богородицей (DB, IV / I, с. 793; Католицизм, VIII, 570; XIV, 1128).
2. Святость. Евангелие от Луки (1 / 28, 30, 35, 42, 45) описывает превосходные личностные качества Марьям и называет её святой. Древняя христианская теология связывает это с благой вестью от архангела и непорочным зачатием. Кроме того, дева считается святой, так как сама также родилась в результате непорочного зачатия и прожила безгрешную жизнь.
3. Целомудрие Марьям рассматривается в трёх аспектах — до, во время и после родов. О непорочном зачатии Исы (алейхиссалям) говорится и в Евангелии (Матвей, 1 / 18—25; Лука, 1 / 27—35) и в основах религии. Рождение ребёнка девственницей и таинство зачатия без физического оплодотворения мужчиной-отцом указывают на то, что с нравственной точки зрения Марьям была далека от отношений с противоположным полом и посвятила себя Богу, а также символизирует новую форму созидания.
Христианская традиция считает, что Марьям оставалась чистой телом и душой до, в процессе и после появления на свет Исы (алейхиссалям). Девственность во время родов объясняется тем, что они прошли безболезненно. Второй Ватиканский собор подтвердил, что Марьям не потеряла невинность при родах. Несмотря на отсутствие в Библии сведений о её дальнейшей судьбе, святые Джером, Амброзий, Августин и католическая церковь считали Марьям целомудренной на протяжении всей жизни (Катехизис, с. 110—111). Такого убеждения придерживались христиане-латиняне начиная с IV века (Католицизм, VIII, 575—576).
4. Непорочное рождение. 8 декабря 1854 года Папа Пий IX своим циркуляром оповестил о том, что сама Марьям была рождена Анной в результате непорочного зачатия, поэтому ещё в утробе матери она была защищена от первородного греха (Католицизм, V, 1273—1277).
5. Вознесение на небо. 1 декабря 1950 года Папа Пий XII объявил о том, что после смерти Марьям вознеслась на небо. В доктрине спасения Мария играет важную роль. Бог наделил её множеством превосходных качеств, не покидал и вознаградил её. Она благословенна среди жён, и все поколения будут считать её таковой (Лука, 1 / 28—49). В христианских богослужениях Марьям занимает особое место. Посвященные ей празднества и молитвы (например, основа Евангелия — «Символ веры») свидетельствуют о глубокой привязанности к богоматери (Катехизис, с. 207-209). Христиане верят в то, что Марьям можно увидеть в разных местностях, которые затем становятся местами паломничества. Ей посвящены пять религиозных праздников: Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября), Введение во храм (14 февраля), Благовещение (25 марта), Торжество непорочного зачатия (8 декабря) и Успение Пресвятой Богородицы (15 августа).
Ещё при жизни Марьям выступавшие против Исы (алейхиссалям) иудеи отвергали чудо его непорочного зачатия, называли сыном авантюриста Йозефа Пандеры и даже считали пророка незаконнорожденным ребёнком (DB, IV / I, с. 808—809).
Источник: Исламская энциклопедия. Издательство: «Вакф Дианет», Анкара, Том: 29, стр. 241. Раздел: Марьям.
Автор: Умар Фарук Харман
Перевод с турецкого для сайта «Ислам и семья»
Подробности по этой теме:
О благочестивой Марьям в Исламе
О благочестивой Марьям в Новом Завете