facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Витамины для души-2

0

Сколь опасно для веры стремиться копировать заблуждения, потворствовать желаниям нафса! Ведь многие духовные метания и нравственные проблемы вызваны с потерей собственной культуры и бездумными следованиями за чужой.

Со временем подражание превращается в привычку и даже в черту характера, а затем приводит к полному совпадению мыслей и чувств. Так человек теряет самобытность и вливается в поток невежества. Неслучайно в хадисе говорится: «Если кто-то будет уподобляться какому-то племени, то можно считать, что он — из них» (Абу Давуд, «Либас», 4 / 4031).

В Коране сказано, на кого должны равняться мусульмане: «А те, кто повинуются Аллаху и Посланнику, пребывают в числе тех, кого облагодетельствовал Аллах: с пророками, праведниками, погибшими в битве за веру, благочестивыми мужами. Прекрасные это соратники» (Сура «ан-Ниса», 4 / 69).

В другом аяте также говорится о тех, кого нужно сторониться: «путём тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что [подпали под Твой] гнев, и не [путём] заблудших» (Сура «аль-Фатиха», 1 / 7).

Чтобы сохранить духовное здоровье, нужно сторониться тех, кого не любит Всевышний, и находиться в кругу тех, кто одарён Его Милостью и о довольством. В хадисе говорится: «Достигнет совершенства в вере тот, кто любит Аллаха и ради Него испытывает трудности, жертвует ради Аллаха и ради Аллаха отстраняется от запретного» (Тирмизи, «Сыфатуль-кыяма», 60).

Недальновидные родители отдают своих детей для получения образования в места, где нет духовности, где в юные души впрыскиваются яды безнравственности, безбожия, распутства. В Коране говорится: «Но Аллах не станет наказывать их, когда ты находишься с ними. Аллах не станет наказывать их в то время, когда они молят о прощении» (Сура «аль-Анфаль», 8 / 33).

Аят подчёркивает: верующий получит защиту от бед, несчастий и гнева Всевышнего, если будет испытывать сильную духовную привязанность к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), следовать Cунне и выполнять его наставления. Аллах отсрочит наказание, пока Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) находится среди нас. Эти слова можно толковать как воплощение в жизни каждого мусульманина прекрасной нравственности Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

Абдуллах ибн Аббас (радыяллаху анху) говорил: «Если любишь, люби ради Всевышнего. Если отдаляешься от чего-то, отдаляйся тоже ради Аллаха! Так можно заслужить Его одобрение. К сожалению, люди предались мирскому — предали душу, и любить, и ненавидеть стали только из-за из-за материального тщеславия».

Этот мир — всего лишь станция на пути к вечности. Имам Шафии предупреждал о гафлете, спячке сердца: «Разве дело разумных строить дома во время следования каравана?» Когда вы чем-то жертвуете и делитесь, обратите внимание на культуру поведения при этом.

1. Нужно быть искренним. Разве можно помогать, чтобы кому-то пустить пыль в глаза или преследовать какие-то меркантильные цели? Почитайте аят: «О, вы, которые уверовали! Не умаляйте ваших подаяний попрёком или обычным напоминанием, подобно тем, которые расточают своё имущество из тщеславия и не веруют при этом в Аллаха и в Судный День. Такой человек подобен скале, покрытой слоем земли, — но вот выпал ливень и смыл землю. У них нет власти над тем, что приобрели они [в жизни], а Аллах не ведёт истинным путём неверных» (Сура «аль-Бакара», 2 / 264).

2. Надо помогать скромно и тихо, чтобы левая рука не чувствовала, что даёт правая. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) называл таких людей счастливцами, чьи грехи будут прощены, а в зной Кыямата они найдут убежище в тени Арша: «Если вы даёте милостыню открыто — прекрасно. Если вы скрываете её, когда даёте бедным, это ещё лучше для вас: она искупит некоторые ваши прегрешения. Аллах ведает о том, что вы творите» (Сура «аль-Бакара», 2 / 271, Бухари, «Азан», 36).

3. Лучше ничего не давать с укорами и унижением, так как это не принесёт саваб. Всевышний обращает особое внимание: «Тем, кто тратит своё имущество во имя Аллаха и не сопровождает это попрёками и обидными напоминаниями, уготована награда у Господа. Им нечего страшиться, и не будут они огорчены» (Сура «аль-Бакара», 2 / 262), «Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, [и говорят]: «Мы даём пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день». Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью» (Сура «аль-Инсан», 76 / 8—11).

4. Не давай другим то, что с радостью не примешь сам: старое, нечистое, бесполезное, некачественное. Особенно не оскорбляй этим нуждающихся: «О, вы, которые уверовали! Тратьте [во имя Аллаха] наилучшее из приобретённого вами и то, что Мы взрастили вам на земле, и не стремитесь тратить [во имя Аллаха] никчёмное, такое, что вы сами взяли бы, только зажмурив глаза. Воистину, Аллах — ни в чём не нуждающийся, хвалимый» (Сура «аль-Бакара», 2 / 267).

5. Дающий должен благодарить того, кто берёт. Потому что он тем самым помогает сделать доброе дело и заработать саваб.

Поэт Д.Руми наставлял: «Если тебя будет раскачивать ветром, то даже если ты станешь с гору, не сравнишься с устойчивостью травинки».

«Стебель, которому не нравятся его корни, и плод, которому не нравится ветка, сгниют не достигшими зрелости».

«Часто навещайте своих друзей. Потому что тропинки, по которым не ходят, зарастают сорняками и колючками».

Праведник Хасан Басри говорил: «Человек с теми, кого любит»! До тех пор, пока вы не будете совершать благочестивые дела с искренностью праведных, не стать вам как они, как бы вы их не любили».

Мера любви — это готовность жертвовать ради любимых. Если мы на самом деле ценим Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), то должны походить на него нравственностью, чертами характера, добротой, щедростью, милосердием. Спросите себя, сколь близки вы к нему своим образом мыслей, поведением, нравственностью? Если мы любим человека, то готовы пожертвовать своими интересами и рисковать ради этого человека. Полученный ответ и будет мерилом нашей любви.

Share.