Шутил ли когда-либо Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям)? Конечно, ведь шутка является частью человеческой натуры, а неумение шутить характеризуется как отвердение сердца. Поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) время от времени позволял себе и сподвижникам это удовольствие. Некоторые исследователи собрали подобные истории в отдельный сборник.
Известны около 30 шуток Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), которые, в то же время, были истиной, поведанной остроумным способом. Он предостерегал от бессмысленных и унижающих шуток, что лишает человека части его достоинства. Как-то раз один сахаб возразил: «О, Посланник Всевышнего, ты запрещаешь это, но сам изредка подшучиваешь над нами!» На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Даже если я шучу, то не говорю ничего, кроме правды».
Впоследствии Ибн Хаджер аль-Хайсами подчёркивал: «Шутка, прозвучавшая к месту и остроумно, является своего рода Сунной».
Шутки Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям)
Некоторые из них отражены в хадисах. Например, благочестивая Айша (радыяллаху анха) вспоминала: «Однажды во времена моей юности я находилась рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям). Он попросил своих товарищей уйти вперёд, а затем предложил мне посостязаться. Мы побежали наперегонки, и я победила. Прошли годы. Я несколько прибавила в весе. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в одном путешествии снова попросил своих товарищей уйти вперёд, а мне опять предложил посостязаться. Я уже забыла о прежнем соревновании и сказала: «Как я смогу бежать?» Но он всё равно настаивал и в этот раз обогнал меня. «О, это реванш за прежнее!» — воскликнул он».
Абдуллах бин Харис (радыяллаху анху) рассказывал: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) хвалил детей и предлагал им посостязаться. Они бежали наперегонки и взбирались к нему на руки. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) целовал детей и вручал награды. Ибн Баттал объяснял это тем, что человеку до совершеннолетия нужно привить любовь к соблюдению религиозных предписаний и запретов (Ибн Баттал, «Шехруль-Бухари»).
Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) велел внукам Хасану и Хусеину сесть на него верхом. Увидевший это сахаб воскликнул: «Какая замечательная у вас лошадь!» На что тот ответил: «Но ведь и они прекрасные всадники!».
Бывало, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) шутил, используя слова в прямом и переносном значении. Айша (радыяллаху анха) рассказывала: «Однажды пришла пожилая женщина-ансар попросила помолиться, чтобы она попала в Рай. На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Старушки не могут войти в Рай». Просительница ушла в слезах. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) велел догнать её и передать аят Корана о том, что женщина не сможет войти в Рай в виде старухи: «Воистину, Мы сотворили их (т. е. супруг) (заново) и сохранили девственницами, любящими [жёнами], равными по возрасту» (Сура «аль-Вакыа», 56 / 35—37).
Если говорить правду опасно
Известно высказывание Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Есть возможность путем иносказания избежать вранья». Ведь иногда опасно говорить правду, а ложь запретна. Например, когда у человека шестидесяти лет спрашивают о возрасте, он может ответить, что ему больше тридцати. Это не будет ложью. Но истину он всё же утаил.
Анас (радыяллаху анху) вспоминал: «Один бедуин попросил у Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) верблюда в качестве вьючного животного. Тот ответил: «Хорошо, я посажу тебя на детёныша верблюда». Бедуин решил, что над ним насмехаются и воскликнул. «О, Расулюллах! Зачем мне детёныш верблюда?» На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) улыбнулся: «Разве одно животное не является детёнышем другого?» (Абу Давуд, «Сунан», 4346).
Бывало, что он шутил игрой слов. Как-то раз у Сухайба (радыяллаху анху) болел глаз. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) захотел порадовать сахаба шуткой и сказал: «Сухайб, у тебя болит глаз, а ты ешь хурму?» Он намекал на то, что друг ест глазами. Сахаб ответил: «Я ем другой стороной». Все рассмеялись.
Сподвижник Авф аль-Ашджаи (радыяллаху анху) рассказывал: «Во время похода на Табук у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) была небольшая палатка из кожи. Я пришёл к шатру, поприветствовал его и получил приглашение войти. «О, Посланник Всевышнего, мне войти полностью?» — пошутил я, имея в виду размеры палатки. «Конечно, заходи весь», — ответил мне Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)».
Сахаб превратился в розу
Освобождённый раб Сефине (его имя переводилось как «корабль») рассказывал, как в одном из путешествий получил непосильную ношу и пожаловался Расулюллаху (салляллаху алейхи ва саллям). Тот в шутку сказал: «Ну-ка расстели свой узелок». Каждый начал складывать в него свои вещи. «Теперь неси, ты ведь корабль!» — велел Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Честное слово, после такой шутки я бы не почувствовал даже ноши нескольких верблюдов!»
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) в шутку сказал румяному человеку: «Ты превратился в розу!» После чего его имя, подобно Абу Хурайре (радыяллаху анху), стало Абуль-верд.
Зейд бин Альсам (радыяллаху анху) вспоминал: «К Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) пришла женщина по имени Умму Еймен. Он спросил: «Кто твой супруг? Тот человек с белым пятнышком в глазу?» Мусульманка возразила: «Клянусь Аллахом, в глазу моего мужа нет никакого белого пятнышка!» На что он ответил «Но ведь нет ни одного человека, который не имел бы белого пятнышка в своём глазу».
Всем известно, что Анас (радыяллаху анху) всегда находился рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) и прислуживал ему. Наставник иногда подшучивал над мальчиком: «Ах ты, двуухий!» Так он подчёркивал, что Анас (радыяллаху анху) был очень внимательным слушателем (Абу Давуд, 4349; Авнуль-Мабуд).
Анас (радыяллаху анху) вспоминал: «У меня был младший брат, прозванный Абу Умейр. Умейр — уменьшительно-ласкательная форма от Умар. Он любил птиц и держал в доме воробья. Подходя к нему, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спрашивал: «Умарчик, как поживает воробышек»? Однажды Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) поинтересовался: «Я вижу, что Умарчик опечален». Мы объяснили, что у того умер воробушек. Впоследствии исламские богословы пришли к выводу, что содержать в доме птиц допустимо.
Насколько ты ценен для Аллаха?
Нуман бин Башир рассказывал: «Абу Бакр (радыяллаху анху) пришёл в дом Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и ещё с порога услышал, что Айша (радыяллаху анха) разговаривает с супругом на повышенных тонах. Едва войдя, он занёс руку для пощёчины своей дочери, однако Расулюллах помешал ему. Разгневанный Абу Бакр (радыяллаху анху) вышел из их дома. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) сказал жене: «Видишь, я спас тебя от этого человека!» Через несколько дней сахаб пришёл снова и увидел, что между супругами царит согласие. «Прошу прибавить меня к своему миру так же, как вы прибавили меня к своей войне», — сказал он и услышал в ответ: «Уже прибавили!» (Абу Давуд, 4347; Насаи).
Айша (радыяллаху анха) вспоминала: «Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) вернулся из похода и заметил мой сундук с игрушками. Он поинтересовался, это что такое. «Это мои дочки», — ответила я. В сундуке также был крылатый конь. «А это что?» — спросил он. «Это лошадь», — ответила я. «Но ведь у неё есть крылья, что это значит?» — удивился Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). «Разве ты не слышал, что у коней благочестивого Сулеймана (алейхиссалям) были крылья». На это он рассмеялся, обнажив зубы».
Сахаб Захир бин Харам (радыяллаху анху) жил в Бадие. Приезжая в Мекку из оазисов бедуинов, он привозил подарки Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) подарки. Тот очень любил сподвижника и в шутку говорил: «Захир — наша долина, а мы — его город». Однажды сахаб продавал на рынке Медины привезённые из оазисов товары. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) незаметно подкрался к нему сзади и произнёс: «Ну-ка отгадай, кто я!». Захир сначала попросил отпустить его, а затем узнал наставника и прижался к его груди. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пошутил: «Я продаю раба, нет ли желающих купить его?» Щуплый сахаб сказал: «О, никто не захотел бы купить меня, я остался бы у тебя!» На что услышал ответ: «Ты ведь не знаешь свою ценность для Аллаха!» (Файзуль Кадир).
Однажды один сахаб обратился к Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) с просьбой научить его, как наверняка попасть в Рай. На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Взывай к Аллаху! И стань совершенным!»
Шутки сахабов
Самым большим шутником прослыл сахаб по имени Нумайман (радыяллаху анху). Как только в Медину привозили свежие продукты, он приносил их Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Следом приходил продавец с просьбой оплатить покупку, на что сподвижник говорил: «О, Посланник Всевышнего! Не могли бы вы оплатить свой долг?» «Разве это не твой подарок?» — спрашивал Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Тогда сахаб говорил, что у него нет денег, и он хотел накормить наставника. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) смеялся и возмещал стоимость пищи.
Любимая шутка Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и сахабов
Примерно за год до кончины Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) Абу Бакр, Нуайман и Селит бин Хармала (радыяллаху анхума) отправились в Басру по торговым делам. Селит (радыяллаху анху) отвечал за питание. Вскоре Нуайман (радыяллаху анху) попросил у него еду, но сахаб отклонил его просьбу до того времени, пока не придёт Абу Бакр (радыяллаху анху). Нуйман (радыяллаху анху) решил поквитаться с ним и предложил первому встреченному племени: «У меня есть раб, не хотите купить его? Однако он наверняка скажет вам, что он мой двоюродный брат. Не отказывайтесь от него и не разрывайте сделку». Покупатели согласились на такое условие и дали десяток молодых верблюдов. Селит (радыяллаху анху) не знал об этом и воспротивился, когда за ним пришли. Тогда ему на шею накинули кусок ткани и велели: «Мы знали, что ты можешь так сказать, и не верим тебе!» Однако пришедший Абу Бакр (радыяллаху анху) понял, в чем дело, побежал следом за покупателями и убедил их в том, что Нуйаман (радыяллаху анху) пошутил. Верблюжат вернули хозяевам, а Селита (радыяллаху анху) освободили. Вернувшись домой, путешественники рассказали об этой истории Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Он и его остальные ученики долго смеялись.
Однажды к Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) пришёл бедуин и привязал верблюда к двери. Один сахаб попросил Нуаймана (радыяллаху анху) зарезать животное, так как все соскучились по мясу. Тот немедленно выполнил просьбу. Выйдя из дома, бедуин увидел случившееся и начал причитать: «Какое несчастье! Моего верблюда зарезали!» Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) нашёл виновника в доме Дубаа бинт Зюбейра спрятавшимся за веткой хурмы и поинтересовался, зачем он это сделал. «О, Расулюллах! Меня попросили сделать это те, кто сейчас указал моё местонахождение!» — ответил Нуайман (радыяллаху анху). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) стирал землю с его лба и одновременно смеялся. Затем возместил бедуину стоимость его верблюда.
Умар (радыяллаху анху) однажды в шутку сказал наложнице в ответ на её грубое обращение: «Меня создал Творец знати, а тебя — Творец черни». Увидев, что наложница обиделась на эти слова, он пояснил: «Разве знать и чернь создал не Один Аллах?»