facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Сирийско-египетская архитектурная школа

1

{jathumbnail off}

Памятники мусульманской архитектуры сирийско-египетской школы имеют особое место в мировой культуре.

 

Главная соборная мечеть Аль-Азхар в Каире

Здание мечети стоит на высокой террасе, вымощенной каменными плитами. В плане это восьмиугольник, внутреннее пространство которого имеет чёткие геометрические пропорции. Центральная часть храма, над которой возвышается купол, накрывает скалу, священную для представителей трёх религий. Плоская часть кровли опирается на колонны, которые словно повторяют внешний восьмигранник стен. Колонны связаны между собой арками, создавая две обходные галереи по периметру.

Сам купол диаметром около 23 м покоится на барабане, внешний декор которых — зарешеченные окна с арками. Для интерьера мечети характерно обилие мрамора, золота и ярких красок. В мозаике использовались аканф, пальметки, виноградные листья, розетки, сосновые шишки — стилевые приёмы античной архитектуры.

Мечеть в Дамаске

Культовое здание, построенное в Дамаске халифом аль-Валидом I (705—715), стало одним из тех, тип которых впоследствии разрабатывался в разных вариантах. В действительности речь идёт о перестройке старого языческого капища, а затем античного храма в главную мечеть государства Омейядов. До сих пор не утихают споры о том, когда были выполнены мозаики на фронтоне внутреннего фасада. Для церкви они не типичны, для мусульман — неправомерны, хотя изображение соответствует исламским представлениям о Рае. Кроме того, в мечети сохранились христианские святыни: в молитвенном зале покоится голова Иоанна Крестителя, около которой всегда сидит читающий Коран шейх.

Внутри мечеть расчленена античными колоннами на три нефа, которые идут вдоль южной продольной стены с михрабом. Впоследствии здесь же создали ещё три михраба — по числу исламских богословско-юридических школ. Северную продольную стену прорезает сквозная аркатура, продолжающаяся по периметру всего двора. Мечеть представляет собой прямоугольник, внутренний фасад которого состоит из поддерживаемых колоннами арок. Они украшены традиционным византийским орнаментом из листьев аканфа. Возле восточной части галереи стоит изящное сооружение на восьми колоннах — Куббат аль-Хазна (сокровищница), куда нет входа непосредственно с земли.

Мавзолей Нур ад-дина Зенги в Дамаске

Яркие примеры сирийско-египетской архитектуры демонстрирует Каир, который отметил тысячелетие в 1969 году. В 640 сюда пришли арабские войска, которые устроили здесь лагерь, названный Фустатом. Новое поселение разместилось между холмом Яшкур и Вавилоном. Здесь же была построена первая мечеть, получившая имя завоевателя Египта — Амра ибн аль-Аса. Она представляла собой небольшую постройку из сырцового кирпича с низким потолком, покоившимся на пальмовых столбах. Пол был усыпан галькой. Здесь, как и в первой мечети в Медине, мусульмане не только молились, но и устраивали военные советы, вершили правосудие и давали ночью приют для путников. В середине VIII века Фустат стал политическим и экономическим центром Египта. В 673 мечеть расширили, но кардинальной перестройке она подверглась в 827.

Сегодня здание мечети представляет собой неправильный четырёхугольник, в котором в соответствии с традицией передняя стена обращена к Мекке. В ней выделены три полукруглых михраба. Молитвенное помещение разделено аркадами, опирающимися на 378 колонн, которые были взяты из руин римских и византийских зданий, причём крайние колонны каждого ряда связаны со стеной деревянными балками. Первоначально нефы освещались арочными окнами. Все поддерживающие кровлю деревянные конструкции покрыты резьбой, основными мотивами которой являются виноградная лоза и акант. В XIX в. мечеть вновь подверглась реконструкции, ибо сильно обветшала.

В 869 году аббасидский халиф назначил Ахмеда ибн Тулуна наместником Египта, который 10 лет спустя построил названную его именем мечеть. Её план представляет собой прямоугольник со сторонами 122 и 140 метров. Пространство молитвенного зала делят пять поперечных нефов. В два ряда поставлены аркады. Стрельчатые арки опираются на пилоны, над которыми прорезаны меньшие арочки, что придает лёгкость всей конструкции и уменьшает вес кладки. Все арки по контуру украшены декоративной растительной вязью, выполненной по стуку.

В молитвенном зале воздвигнуты пять михрабов. Главный — ниша с аркой на четырёх колоннах византийского времени. В 1296 он был облицован цветным мрамором и мозаикой, которая диссонирует со строгим стуковым декором стены. Под потолком идёт деревянный фриз длиной 2,5 км, на котором вырезан аят Корана. На дворовых фасадах чередуются малые и большие арки с колоннами и орнаментальными лентами, а в тимпанах добавлены розетки. Кирпичные стены завершаются фризом с рельефными медальонами и ажурным зубчатым двухметровым парапетом.

По традиции мечеть обнесена двором с трёх сторон. В его северо-западной части возвышается оригинальный минарет из тёсаного камня: его нижний ярус представляет собой куб, средний — круглую башню, а третий — двухъярусную восьмигранную башенку с рубчатым куполом. И мечеть, и минарет демонстрируют пристрастие Ибн Тулуна к архитектурным традициям иракского города Самарра, уроженцем которого он был.

В X веке в Египте укрепились Фатимиды. Оценив стратегическое положение района, они построили здесь свою столицу, дав ей имя Аль-Кахира («победоносная»). Следуя греко-византийским традициям, они организовали пространство по Гипподамову плану, разделив его на кварталы главной и второстепенной магистралями. При этом центром города стала не мечеть, а дворец, от которого сейчас не осталось следа. Сохранилась строившаяся одновременно с дворцом мечеть «Аль-Азхар» (блистательная или сияющая — эпитет Фатимы, дочери Пророка Мухаммада, в честь которой и названа мечеть. Она пережила многочисленные реконструкции, идо сих пор является одним из самых почитаемых памятников мусульманской архитектуры.

Сегодня «Аль-Азхар» — квартал разнородных сооружений на площади 1000 кв.м., центром которых является мечеть размером 85,2 на 70 метров. Молитвенный зал имеет пять поперечных нефов с широким проходом и куполом перед михрабом. В XIV веке справа и слева от входа в мечеть появились медресе Тайбарсия и Акбогавия, а в XV столетии близ восточного угла — гробница её основателя, Гаухара. Позднее мамлюкский правитель Каит-бей (1468—1496) перестроил вход и поставил минарет справа от входа. Но главное расширение территории последовало в XVIII веке, когда был построен высокий четырёхнефовый зал, реконструирован главный портал, а также специальные помещения. Уже в XX столетии молитвенный зал вымостили мрамором.

Несмотря на сочетание разновременных стилей, в мечети представлены лучшие образцы орнаментального мусульманского искусства: стуковый декор X века украшает юго-восточную стену, а по периметру стоят пять минаретов, украшенных маленькими балконами, изящными барельефами и шестью порталами. Главными элементами композиции являются «Ворота цирюльников» — Баб аль-Музаййини. Название объясняется тем, что здесь перед началом занятий стригли и брили студентов.

Архитекторы фатимидского Египта при строительстве культовых зданий активно использовали дворовую схему плана, мастера применяли камень, кирпич и дерево. В начале XII века появляется рубчатая форма куполов, оболочка которых расчленена извне валиками, а изнутри — желобками. Тогда при декоративной обработке поверхностей чаще всего использовалась резьба по стуку и дереву, а позднее — многоцветный камень.

Салах ад-Дин ввёл новый для Египта тип зданий, которые носили частично общественный, частично культовый характер, — медресе. До реформ в преподавании все желающие собирались в мечети и слушали речи учителя, теперь же ученики записывались в медресе и обучались там по установленной программе. В отличие от сирийских медресе, египетские обычно имели по два сводчатых айвана. В тёплом климате один из айванов служил аудиторией, другой мечетью. Кроме того, каирские медресе имели минарет. В постройках айюбидского времени кирпич был окончательно вытеснен камнем, одновременно оформился сталактитовый парус. На фасадах появляется членение вертикальными нишами, в которых размещаются окна. В декорировании сохраняется пристрастие к резному стуку, но их начинают теснить цветные витражи, мода на которые пришла из Сирии.

Из сирийской архитектуры египтяне заимствовали сталактитовый портал полукуполом, панели из полихромного мрамора, мраморные мозаики-плетёнки и чередование разноцветных каменных поясов. Такая кладка у арабов называется «аблак». Выходцы из Андалусии научили египетских строителей делать подковообразные арки, консоли с серией завитков, а также сдвоенные окна с разделяющей колонкой. В декоративном убранстве также ощущаются перемены: пол и стены покрывают мрамором на высоту 5—6 метров. Причем для создания мозаичных полов мамлюки привозили камень из Сирии и островов Эгейского моря.

Грандиозным по размаху стал ансамбль, состоявший из мечети, медресе, мавзолея и большого маристана, построенный султаном Калауном в 1284—1285 годах. Считается, что он построен в сирийских традициях. Комплекс возведён на развалинах фатимидского дворца и упирался в медный рынок (Сук ан-Нахассин). Двухцветная каменная кладка здесь распределена в шахматном порядке. Все части фасада объединены поясом выбитого на камне эпиграфического декора, подкрашенного золотом. На углу, рядом с мавзолеем, возвышается минарет, вероятно, достроенный позднее. Внутри мавзолея купол покоится на четырёх колоннах розового мрамора и четырех пилонах, которые связаны арками со стеной. Михраб отделан мрамором и перламутром, композиция которого достигает высоты 7 метров.

Ан-Насир Мухаммад (1295—1304) построил аналогичный комплекс и объединил в четырёхайванном медресе все 4 мазхаба. Маленький мавзолей украшен готическим порталом, вывезенным по частям из церкви крестоносцев в Акке. Но в декорировании интерьера господствует резной стук. Полукупол и конха заполнены растительным орнаментом. Арку огибает криволинейный бордюр, а сама она опирается на две колонны из зелёного мрамора. Это последний михраб, где используется стук, все более поздние уже отделаны мрамором.

Мечеть султана Хасана

Разработка темы четырехайванного медресе привела к созданию мечети султана Хасана, которая считается самым значительным сооружением мамлюкского периода (1356—1363). План корпуса здания, имеющего протяжённость 154 м, демонстрирует крест, концы которого заканчиваются глубокими айванами. Входной портал, ограниченный двумя витыми угловыми колоннами, и вестибюль декорированы сталактитовыми сводами. Стены здания на высоту 8 метров облицованы мрамором, выше которого вокруг всего корпуса идёт декоративный резной фриз. В XVII веке взамен рухнувшего поставлен новый купол диаметром 21 и высотой 48 метров. По обе стороны здания стоят два минарета.

Продолжая старые традиции, мамлюкская архитектура со временем становится более монументальной. В отделке фасадов используется исключительно камень, силуэт минаретов становится все более затейливым. Вместо квадратной башенки с небольшим восьмиугольным фонарём появляются ярусы разного сечения, разделённые балкончиками на сталактитовом карнизе. Рубчатый купол приобретает форму луковицы. После 1315 года исчезает стуковый орнамент — сначала из декора михрабов, а к 1325 и из убранства стен. Повсеместно используются многоцветные мраморы внутри помещений. Пол выкладывается мозаикой, причём круглые детали мозаики выпиливают из мраморных античных колонн. Одновременно появляется цветное стекло, а эпиграфический бордюр приобретает форму кольца, обрамляя картуш или медальон.

В XV веке мамлюкские архитекторы уже строили симметричные по плану и объёмам здания. Таковы мечеть-ханака султана Баркука и султана аль-Муайада. Последняя славится изысканной декоративной обработкой фасада и молитвенного зала.

Мамлюки наполнили Каир постройками, которые придали ему своеобразный стиль. Но от дворцов сегодня практически ничего не сохранилось, зато некоторые общественные здания — караван-сараи, кварталы базаров, внутри которых были и мечети, и медресе, и хамамы, — до сих пор существуют. Многие путешественники отмечали большое число каирских бань, рассматривая их строительство как заботу правителей о народе.

В османское время в городе появляются здания с тонкими островерхими минаретами как подражение Стамбулу: мечеть Сулейман-паши на территории каирской цитадели, а также мечеть Шахин аль-Халвати (1538). Постройки приписываются османскому архитектору Синану. Мухаммад Али стремился европеизировать город: началась расчистка руин, прокладывались улицы, разбивались скверы. Подражая османским правителям, в 1830 году он задумал построить новую мечеть, подобную стамбульской Ахмедие. Её спроектировал архитектор Юсуф Бусхнак. Мечеть была многокупольной, имела два высоких (82 м) минарета и широкий двор с аркадой, что свидетельствовало о восприятии османского стиля.

В 1883 в Каире был создан департамент по охране памятников, который способствовал реставрации ветшающих зданий и учреждению музеев. В частности, в 1905 была проведена реконструкция мечети ар-Рифаи. После реставрации она и стоящая рядом мечеть Хасана составили интересный архитектурный ансамбль.

Источник: ogurcova-online.com

Share.