facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Духовные ориентиры для родителей

0

Праведник Баязид Бистами говорил: «Если вы увидите наделенного чудотворными способностями человека даже парящим в воздухе, не спешите обманываться им! Смотрите на то, соответствуют ли его деяния божественным приказам и откровениям, не выходит ли за рамки границ, очерченных Всевышним, выполняет ли должным образом предписания Шариата» (Бейхаки, «Шуаб», III, 304; Кушайри, «Рисале», с. 58).

Как говорится в священном аяте: «Будь же стоек на прямом пути, как тебе велено…» (сура «Худ», 11/112), самая чудесная способность мусульман – умение вести согласный с волей Всевышнего образ жизни.

То есть, способность организовать все сферы своей жизни в соответствии с божественными повелениями и откровениями. Ведь одобрение Всевышнего связано со служением в самоотречении. Позиционирование себя обладателем чудотворных способностей, движущимся в верном направлении, или же богобоязненным человеком, несмотря на собственные изъяны в этом вопросе, является признаком крайней степени невежества.

Ислам упорядочивает не только наши богослужения, но и все остальные сферы жизни. То есть, нельзя достигнуть совершенства в служении Всевышнему только намазом, постом, милостыней и Хаджем. В деловой и семейной жизни, воспитании детей, взаимоотношениях с соседями, обязанностях перед обществом мы также должны выполнять предписанные личности и характеру мусульман обязанности.

Например, ни один богобоязненный родитель не предпочтет во имя прекрасного земного будущего своего ребенка отказ от религии и нравственности, его обучение в бездуховном, сомнительном окружении. Ведь такого рода безбожное образование ставит под угрозу истинное будущее – вечную жизнь и детей, и несущих за них ответственность родителей.

Завтра, в день божественного суда, одной из самых затруднительных ситуаций для человека станут претензии детей к своим родителям. Они даже могут пожаловаться следующим образом:

«О, Всевышний! Родители не воспитывали меня на основе Корана и Сунны. Они лишили меня знаний о потусторонней жизни. Самая большая причина совершенных мною ошибок – их оплошность».

Кроме того, в священном аяте сказано: «… в тот день, когда брат бросит в беде своего брата, мать, отца, жену и детей своих…» (сура «Абаса», 34-36). Это описывает состояние глубокого волнения, которое будут испытывать в Судный день люди по причине ответственности перед членами своей семьи.

Одним словом, направление своих детей во имя их благополучного земного будущего на бездуховные способы обучения – печальное заблуждение, которое превратит и их, и нашу собственную загробную жизнь в вечную беду.

Дети, пожалованные родителям на краткий срок в качестве средства божественного испытания, приходят в этот мир в достойной Рая чистоте. Однако, если родители пренебрегают их духовным воспитанием, эти райские птицы, упаси Аллах, улетят в неверном направлении…

Исходя из этого, мы должны чаще проверять, насколько наши дети смогли воспользоваться обучением на курсах чтения Корана, в воскресных школах при мечетях, наукой и мудростью богобоязненных ученых.

В наши дни наибольшими отклонениями от критериев богобоязненности также являются немусульманские традиции во время проведения свадеб и торжеств по случаю обрезания мальчиков.

Подобные мероприятия, на которых наши отпрыски вступают в новую жизнь, должны оживляться громким чтением Корана, молитвами, духовными беседами, приглашением к застолью набожных бедняков.

На торжествах по случаю обрезания наши дети закрепляют свою принадлежность к Исламу, а во время свадьбы вступают в новый земной дом. Такие важные поворотные точки нашей жизни должны сопровождаться привлекающими милость Всевышнего церемониями, а не эгоистичными излишествами, способными вызвать божественную кару…

К сожалению, в наши дни уменьшилась щепетильность в этих вопросах, на торжества приглашаются состоятельные люди, а о бедных забывают, чаще встречаются мероприятия, напоминающие безумства расточительства, демонстрацию силы и показ мод. Эти картины отдаляют от себя божественную милость и притягивают кару Всевышнего.

Мы живем в эпоху, когда разводы растут день ото дня. Ведь потеря духовной чувствительности также несет с собой потерю божественной милости, благосклонности и доброты.

В священном аяте Всевышний описывает один из рецептов обретения личностью истинного спокойствия и счастья в семье и обществе следующим образом:

«Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают обрядовую молитву и жертвуют [на богоугодные дела] тайно и явно из того, что Мы дали им в удел, [делают все это], уповая на верную и надежную сделку» (сура «Фатыр», 35/29).

Первое правило “تِجَارَةً لَنْ تَبُورَ”, то есть «верной и надежной сделки», о которой сообщается в аяте, есть громкое чтение Корана.

То есть, обучение себя и других священному Корану, труд и поддержка на этом поприще.

Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), даже во время голодных колик, не прекращал одну из своих самых важных обязанностей – обучение учеников-сахабов. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не проклинал даже тех, кто забрасывал его камнями на Таифе.

На Ухуде, когда был сломан его священный зуб, а по лицу струилась кровь, некоторые сахабы просили:

– О, Посланник Всевышнего! Прокляни этих неверных!

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:

Аллах послал меня не для того, чтобы я беспрестанно стыдил людей или проклинал их! Я послан человечеству в качестве милости, дабы молиться за всех… (Бейхаки, «Шуаб», II, 164/1447. срав. Муслим, «Бирр», 87; Тирмизи, «Даават», 118).

Однако Пророк Ислама (салляллаху алейхи ва саллям) в течение месяца после утреннего намаза проклинал несчастных многобожников, убивших преподавателей Корана (Бухари, «Джихад», 9, 19, Мегази 28; Муслим, «Месаджид», 297).

Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) отдавал предпочтение последователям Корана и советовал это своей умме (Вакиди, III, 1003).

Не следует забывать, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) является нашим примером во всем, в особенности своими самоотверженными усилиями в служении Корану.

Второй пункт после предписанной в священном аяте «верной и надежной сделки» гласит о совершении обрядовой молитвы.

Выполнение намаза не как попало, словно какой-то обязанности, а, наоборот, в гармонии сердца и тела и в состоянии смирения. При выполнении намаза как должно, киблой тела становится Кааба, киблой сердца – Господь Миров. Опять же, намаз, выполненный допустимым образом, – это великолепное богослужение, которое возносит верующего к невиданным горизонтам, земные поклоны погружают в атмосферу близости Всевышнему. Великий Творец создал человека в самом подходящем анатомически для совершения земных поклонов виде.

Последний пункт «верной и надежной сделки» говорит о «тайном или явном жертвовании на богоугодные дела из того, что Аллах дал в удел».

Способность щедро тратить полученное от Всевышнего, опять же, во имя получения Его одобрения. Для сохранения чистоты своего поклонения предпочтительно жертвовать на благотворительность анонимно. Однако и в том случае, если необходимо сделать пожертвование явно, предписывается беречь сердце от лицемерия и показухи.

Share.