“Аллах назван прекрасными именами. Так зовите же его этими именами…” (Сура 7/180 Преграды)
Исламские богословы, такие как Газали или Мухиддин аль-Араби утверждали, что Имена Всевышнего представляют собой составляющие части, структурные элементы видимого, физического мира, поэтому их можно считать атомами, мельчайшими чатицами, из которых состоит все сущее. Таким образом, ученого физика можно назвать исследователем, стремящимся найти или открывает связи между Именами.
Люди называют Всевышнего именами для того, чтобы сделать возможным присутствие в жизни человека качеств, описываемых этими именами. Без этих “имен” жизнь невозможна. Поэтому в начале произведения “Фусусул Хикем” (“Геммы истины”) Мухиддин Араби строит такое предложение: “Когда Аллах Тааля пожелал проявления, видения Своих неисчислимых атрибутов (или, можно сказать, проявления источника этих атрибутов, т.е. Самого Себя), Аллах Тааля создал Адама (человека)”. Человек наделен атрибутами Аллаха, он состоит из них. Всевышний рассказал человеку, какие из имен он несет в себе».
“О вы, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаху, подобно тому как спросил у апостолов ‘Иса, сын Марйам: «Кто мои помощники на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы — помощники Аллаху». И тогда уверовала некая часть из сынов Исраила, а другая часть не уверовала. Мы поддержали тех, которые уверовали [в ‘Ису] против их врагов, и они одержали верх” (Сура 61/14, «Ряды»).
Все мы знаем, что невозможо познать Аллаха в его совершенной сущности (зат-и иляхи). Аллах непознаваем и бесконечен, никто из поклоняющихся Ему не может и не должен высказать четкого суждения о Нем. В ниспосланной Им книге, в Коране упоминаются прекрасные имена Аллаха. Аллах предписывает обращаться к Нему посредством этих имен. Таким образом, становится понятным, что Аллах сделал свои имена очевидными, чтобы рассказать о себе. Наставник и поэт Руми утверждает, что проявление имен, их очевидность являются потребностью, хотя Аллах не нуждается ни в чем. Руми так пишет об этом: “Он настолько прекрасен, красота переливается через край, и из этой перелившейся через край красоты и рождаются прекрасные Имена».
Иллюстрация: каллиграфия Пейами Гуреля.
Специально для сайта «Ислам и семья».