{jathumbnail off}
Я вернулась домой из США, чтобы насладиться временем поста в моем родном Кейптауне. Этот месяц стал благословенным для моей семьи, так как сестра только что родила второго ребенка, альхамдулиллях. Хотя мы все готовим по очереди, больше всего моя семья любит блюда, приготовленные старшим братом.
Он не только делает шедевры традиционной кухни Западного Кейпа, но также готовит блюда ближневосточной и азиатской кухни на ифтар.
Время поста – это возможность насладиться домашней едой при разговении, так как ифтар – период очень важный для каждой семьи. Также это время для приглашения друзей и близких, чтобы насладиться любимыми блюдами. Повара-виртуозы демонстрируют свои навыки в течение месяца и щедро делятся результатами с соседями, как мусульманами, так и христианами. И каждый вечер ифтар напоминает небольшой праздник.
После возвращения в Кейптаун из США одна вещь поразила меня больше всего: однажды я призналась подруге, что не могу себя чувствовать в Нью-Йорке как на родине оттого, что здесь нет магазинов Раймонда Акермана. Он основатель сети супермаркетов в Южной Африке, где за несколько недель до наступления Рамадана начинается продажа мусульманских товаров и их активная реклама. При этом, у нас в стране мусульмане составляют всего 1,3 % от всего населения страны, но остальные уважительно относятся к меньшинству. Это стало очевидно в 1994 году, после падения апартеида. В США мне не хватало подтверждений приближения Рамадана и поста на бытовом уровне.
Другая вещь – обозначения «халяль» на ресторанах и в супермаркетах, а также приглашение покупателей-мусульман разделить ифтар с пищей, водой и фалудой – сиропом из молока и роз, который очень популярен в Кейптауне. Еще несколько лет назад это казалось невероятным, ведь и немусульманские рестораны не демонстрировали такую открытость, и потому что мусульмане не привыкли к коллективному разговению, а предпочитали проводить ифтары дома с семьей или друзьями.
Рамадан: фокус на Исламе и мусульманах
Я заметила, что на телевидении появились специальные программы для мусульман. Особенно часто появляются передачи об Исламе в течение 2 недель до начала Рамадана. Также есть программа, которая выходит в эфир в 4 утра, во время сухура.
Газеты и журналы публикуют статьи о жизни мусульман и особенно о ношении традиционной женской одежды, чаршафа (хиджаба). Также непосредственно исламские медиа, такие как «Мусульманское обозрение» и «Аль-Калям», организует форумы и дискуссии в интернете.
Место мусульман в современной жизни Южной Африки – не только в соблюдении поста и благотворительных мероприятиях во время Рамадана и Курбан-байрама. Также умма решает животрепещущие вопросы здравоохранения, образования и организации хосписов для больных с ВИЧ/СПИД. Например, этим занимается организация «Позитивные мусульмане».
Мусульманские радиостанции «Голос Кейптауна» и «Радио 786» имеют впечатляющую аудиторию слушателей среди мусульман и все чаще в эфире имеют место программы для верующих южноафриканцев. Эти станции разработали сетку вещания, ориентированную на нашу умму, а их трансляции в Рамадан включают советы медиков по сохранению здоровья во время поста.
Самое счастливое меньшинство
Такие свидетельства присутствия и принятия мусульманских традиций и практики в повседневной жизни Кейптауна отражает интеграцию Ислама в общество Южной Африки. Многие люди свободно носят платки и куфии на улицах города. Хусейн Фарид Эсак, известный активист против апартеида, утверждает, что мусульмане его страны в числе самых счастливых в мире, потому что имеют полную свободу исповедовать свою религию. «Нигде в мире мусульманам не живется так комфортно, как в Южной Африке», — отмечает он.
Однако эта свобода не пришла просто так и базируется на глубоком чувстве ответственности. Хусейн Фарид Эсак призывает мусульман противостоять негибким представлениям о «традициях» и «сообществе», указывая на то, что верующие противостояли апартеиду без всяческой опоры на «традиционное» большинство южноафриканского общества.
Существует необходимость быть ответственным, творческим, а порой даже и самокритичным. Артисты передают разнообразие южноафриканских мусульман, чьи мемуары и стихи воплотили борьбу за веру, людей, которые прошли через боль и ценой жизни отстояли свои убеждения. Драматурги Малика Ндлову и Надия Дэвидс изображают в своих постановках судьбы мусульманских женщин, поэт Шаббир Банубхаи каждый Рамадан пишет цикл стихов, а Рустам Козайн рассказывает о Кейптауне и глубоком мире Ислама. Это видные фигуры в культурной жизни мусульман Южной Африки. Они однозначно передают видение местных верующих, которые не отреклись от своей религии и нравственных обязанностей.
Так, размышляя о Рамадане в Кейптауне, я слышу азан с двух мечетей, который сигнализирует об окончании дня, и призыв на ифтар, который повторяется по радио. И я чувствую, что я дома.