{jathumbnail off}
Я пытаюсь объяснить консьержу, что хотел бы посетить мечеть в Сеуле, и потом он сообщает водителю такси, куда меня нужно отвезти. Когда я понимаю, что их диалог крайне запутанный, то боюсь опоздать к пятничной молитве.
Ислам в Корее появился около 50 лет назад, когда два турецких солдата – Зубейр Коч и Абдур Рахман – принимали участие в сражениях под эгидой Организации Объединенных наций. Первой «мечетью» стала палатка в лагере беженцев, где желающие учили Коран и основы Ислама.
Корейская мусульманская организация была создана при активном участии новообращенного верующего Кима Джин Кю, который взял себе имя Умар. Он и стал ее президентом. Первая настоящая мечеть в стране появилась в 1976 году. На церемонию ее открытия съехались 55 представителей мусульманского духовенства из 20 стран.
Моя первая встреча с жителями Южной Кореи состоялась благодаря интернету. Я познакомилась с дружелюбной женщиной по имени Ким. Мы начали общаться, и встречаемся каждый раз, как я оказываюсь в этой стране. Она расширяет мое видение корейской культуры и понимание Ислама, так как я сам британская мусульманка.
Всякий раз, когда я думаю о Корее, я вспоминаю, как мы с Ким сидим на уютном диване в одном из бесчисленных кафе, потягиваем горячий шоколад и обсуждаем Ислам, политику и, конечно, кухню.
Прежде я несколько раз посещала мечеть в Сеуле, но на этот раз мне удалось попасть на пятничную молитву. Я заняла место в задней части мечети, возле стены, и прекрасно видела окружающих. Здесь были мусульмане многих национальностей, пришедшие поклониться Единому Творцу: афганцы, пакистанцы, африканцы, индийцы, корейцы, сингапурцы, малазийцы, арабы и многие другие.
Это было действительно объединение уммы. Я подумала, что раньше не замечала такого многообразия. Была ли это действительно Южная Корея, а не мультикультурные Лондон или Нью-Йорк?
Хутба началась как обычно, имам-араб произнес приветствие на арабском языке и прочитал некоторые аяты Корана. Я подумала, что хочу после окончания проповеди подойти к имаму и спросить его: «Как много верующих среди собравшихся на джума-намаз действительно поняли все, о чем вы говорили?»
В молитвенном зале были и мусульмане-арабы, но не более чем пять процентов от всего числа верующих. Как только я укрепилась в мысли, что задам вопрос имаму после хутбы, он переключился на английский. Я была восхищена!
Имам рассказывал историю, откуда и как появился азан – призыв на молитву. Он говорил о том, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и сподвижники обсуждали, использовать ли для этого колокола, как христианам, или рог, как евреям.
На следующий день после обсуждения один из сподвижников пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и сказал, что видел во сне, как людей призывал на молитву голос. Услышав это, Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) позвал Биляля, который поднялся на Каабу и прочитал азан теми словами, что сахаб слышал во сне. После того как прозвучал первый азан, все сподвижники один за другим пришли к мечети и рассказали, что видели точно такой же сон прошлой ночью. Ангел Джабраиль явился к ним и показал, как читать азан.
Только представьте себе – все сахабы отправились спать с одной и той же мыслью, как призывать людей на намаз, а затем увидели один и тот же сон, как читать азан!
Имам-араб имел ощутимый акцент в произношении английских слов. Довольно приятный, и он читал проповедь со всей страстью, которая сделала его речь элегантной. Хутба захватила сердца слушателей, собравшихся в мечети.
Затем имам продолжил рассказывать о том, как Пророк Мухаммад ходил с ангелом Джабраилем в Раю. Он услышал, как вслед за ними идет незнакомец, и спросил ангела, кто этот человек. Джабраиль ответил, что это был Биляль. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) удивился, что именно даровало этому сахабу почетное место в Раю. На следующий день он спросил об этом сподвижника. Тот подумал и сказал, что единственная вероятная причина – постоянное нахождение в состоянии ритуальной чистоты; однажды он нарушил вуду, но тут же совершил полное омовение.
Я читала этот хадис много раз, но именно сейчас слова имама с небезупречным английским столь сильно повлияли на меня! С этого момента мне стало казаться, что он знает ответы на те вопросы, которые появляются у меня в голове, еще до того как я выражаю их.
Он продолжил хутбу об азане и говорил, ссылаясь на хадисы, о том, что в Судный День муэдзины будут иметь особый статус перед Аллахом. Он объяснял суть высказываний Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) о том, что у муэдзинов особая степень приближенности к Всевышнему.
Чтобы проиллюстрировать свои слова, он задал верующим несколько вопросов. На самом деле, в самой середине хутбы он построил диалог с прихожанами в форме вопросов и ответов. Я никогда в жизни не присутствовала на интерактивной проповеди, поэтому можете представить мое удивление!
Он спрашивал нас, если бы кто-то из вас пригласил незнакомца в свой дом. Например, кто-то сможет выйти на улицу и сказать прохожим: «Приходите ко мне в гости или на обед!» Вряд ли кто-то из вас позовет таким образом незнакомых людей. Однако муэдзин приглашает в мечеть людей, которых совершенно не знает. Он приглашает их в гости в дом Аллаха. Он приглашает их зайти и получить пищу духовную. Какая вдохновляющая хутба!
Проповедь продолжилась, и имам отвечал на вопросы собравшихся в мечети мусульман. Затем, по традиции, был перерыв, после которого хутба продолжилась, а затем пришло время молитвы. Однако до намаза случилось нечто удивительное. Имам сказал: «Прежде чем приступить к выполнению богослужения по Сунне, у кого-то из вас есть вопросы?»
После того как я прослушала эту проповедь и поразилась ее красоте, простоте, ясности, интерактивности, я поняла, что у этого имама – дар Аллаха! Он говорил об истинных исламских ценностях – мире, добре и справедливости. Такой подход к своим обязанностям выделяет этого имама небольшой сеульской мечети среди коллег во всем мире. Хвала Всевышнему Аллаху, который даровал такого талантливого наставника корейской умме.
В начале хутбы я подумала, что это будет типичная для мелких мечетей проповедь. Причем одна половина собравшихся мусульман не будет понимать, о чем идет речь, а другая – скучать. Как приятно было осознавать, что слова имама не прошли мимо ушей!
Пусть Аллах помилует и наставит на истинный путь всех нас. Аминь!