Пророк Мухаммад (саляллаху алейхи вас саллям) говорил: «Мирское сладко и вид его прекрасен. Оно обладает притягательной силой. Воистину, Аллах даст земные блага вам для испытания и будет наблюдать за вашими действиями. Поэтому, чтобы не впасть в беспечность, избегайте мирских соблазнов» (Муслим, «Зикр», 99).
Люди, с которыми вы проводите время, и прибыль – два фактора, оказывающих самое сильное воздействие на человека. Поэтому нужно быть внимательными к тем, кого любим, и быть осторожными с деньгами.
Деньги словно имеют некую тайну: они уходят тем же путем, каким и приходят. Честно заработанные средства тратятся на благое, а приобретённые неправедным путем расходуются на низменные цели. Так материальное становится неотъемлемой частью нашей жизни. Они направляют волю хозяина в свою сторону.
Негативную окраску получают действия человека, в карманы которого попали харамные средства. Наименьший вред от этого — исчезновение искренности в поступках. Значит, ради материального и духовного покоя нам необходимо скрупулезно следить за тем, чтобы все наши средства приходили законным путем.
Как-то раз Бахлюль Дана попросил у Харуна Рашида должность. Халиф поручил ему контролировать рынки города, и тот сразу же приступил к работе. Первым делом он отправился в пекарню, взвесил несколько лепешек и заметил, что вес не соответствует норме. Повернувшись к пекарю, Бахлюль Дана спросил: «Ты доволен своей жизнью? Тебе хватает средств обеспечить семью? Нормально ли питаются твои дети?»
Пекарь на все вопросы давал отрицательные ответы. В его жизни не было ничего, чем он оказался доволен.
Не сказав ему ни слова, Бахлюль повернулся и направился в другую пекарню. Там он точно также взвесил несколько хлебов и увидел, что вес превышает норму. Он задал те же самые вопросы и этому пекарю. Мужчина давал положительные ответы и сказал, что он счастлив.
После этого Бахлюль Дана прямиком пошел к Харуну Рашиду и попросил другую должность. Халиф удивился: «Мы же тебе совсем недавно дали работу. Ты так быстро ее выполнил?»
Праведник пояснил: «О, мой повелитель, оказалось, что у рынков есть свой контролер. Он до меня взвесил и хлеба, и совесть. В зависимости от этого каждый отвечает за свои деяния. Во мне нет никакой необходимости».
История показывает, что халяльность заработка является первым условием умиротворения и счастья. Если каждый кусок пищи, попавший в рот человека, добыт честным путем, то он придает человеку духовную силу. Если же пища считается харамом, то у людей появляется беспечность и лень, чувства грубеют, а этот кусок становиться занавесом для сердца.
Благочестивый Абдулькадыр Гейлани (каддасаллаху сирруху) говорил: «Употребление харама убивает сердце и делает его беспечным, тогда как халяльная пища оживляет его. Есть блюда, которые занимают тебя мирским, но есть еда, что ведет тебя к Ахирату. Пища, заработанная на принципах таква, склонит тебя к Аллаху».
Честный заработок – один из основных составляющих благочестия. Поэтому праведник Али Раматани (каддасаллаху сирруху) говорил: «Кто не питается дозволенной пищей, тот не найдет в себе силы для поклонения Аллаху. Он будет стремиться к нарушению Его законов и удовлетворению своих низменных потребностей. А тот, кто питается дозволенной пищей, никогда не станет нарушать волю Аллаха» (Расаили Ситтаи Зарурия, «Далх», 1308, стр. 14)
Благочестивого Суфьяна Саври (каддасаллаху сирруху) попросили рассказать о достоинствах совершения намаза в первых рядах. Он акцентировал внимание на честном заработке: «Мой брат! Обрати внимание на то, каким путем ты зарабатываешь себе на жизнь. После того, как ты честно заработал, совершай намаз в любом ряду. В этом вопросе нет никаких особых, сложных условий. Религиозность человека зависит от чистоты его заработка».