Правильное использование денег – это искусство. Поэтому нужно честно зарабатывать, не излишествовать при тратах и не проявлять скупость.
Исраф – это старание прикрыть комплекс неполноценности демонстрацией силы. Скупость – отказ от совершения благих деяний из-за внушаемого шайтаном страха стать бедным. Все это проявления слабости и недостаточного упования на волю Всевышнего. Человек стремится сделать деньги своим кумиром и проявляет неповиновение воле Аллаха, который является истинным владыкой всего сущего.
Следующие три типа людей проявляют непокорность воле Создателя:
— те, кто ради своего покоя избегают служения;
— кто заявляют о своей впечатлительности и не приближаются к местам, где люди испытывают мучения и нищету;
— те, кто находятся в обществе тиранов и беспечных людей.
В противовес расточительству и скупости мусульманин делает пожертвования. Тот, кто много зарабатывает, соответственно, дает садака, ибо Коран более 200 раз напоминает об обязанностей делать инфак. Это стимулирует верующих давать милостыню. В хадисе говорится «Дающая рука лучше берущей» (Бухари, «Васая», 9; Вакиди, 3/945).
Перед началом каждого дня совесть богобоязненного мусульманина вопрошает: «Сегодня Всевышний открыл для тебя новую страницу в календаре жизни. Сколько ты будешь сегодня работать ради себя и ради других? Аллах наделил тебя многочисленными благами, но другому человеку не дал. Значит, Он сделал тебя его покровителем».
Благочестивый Абу Зарр говорил: «У каждого имущества есть три составляющие. Первое – это владелец, то есть ты. Второе – предопределение. Он не будет спрашивать, что принесет тебе это имущество: благо или зло. Третья составляющая – твой наследник. После кончины он заберет имущество, а тебе придется отвечать за него. Лучше всего при жизни собственной рукой делать пожертвования» (Абу Нуаим, «Хилья», 1/163).
Поэтому верующий, достигший совершенства души, с милосердием и добротой относится к творениям Аллаха, так как считает себя ответственным за исправление их недостатков. Ибо Всевышний повелевает: «А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих» (Сура «аль-Кассас», 28 /77).
Д. Руми показал духовные горизонты истинного верующего: «Благочестивый Шамс (куддису сиррух) научил меня: «Если на этой земле мерзнет человек, ты не имеешь права греться». Я знаю, что на земле есть мерзнущие и поэтому не могу согреться!»
Чувствительная душа трепещет от осознания того, что мерзнут рабы Аллаха. Однако тело можно согреть одеждами. Согреть душу можно лишь приближением души к Аллаху через проявления милосердия. И потому при виде бедствий и нужды должны прежде всего трепетать совесть, а не тело. Праведник Исмаил ата наставлял верующих: «Будь тенью под солнцем, кафтаном на холоде, хлебом при голоде!»
Поэтому портрет истинного мусульманина таков:
– богобоязненный раб, которым доволен Аллах;
– милосердная личность, которая может быть свидетелем Всевышнего на земле;
– человек, от деяний и высказываний которого получает пользу вся умма и все живое; искренний верующий достиг гармонии в душе, где сосредоточены милосердие и доброта.
Мир становится похож на райский сад благодаря соблюдению трех принципов Ислама:
1) Делать пожертвования руками, словами и от всей души.
2) Прощать рабов Аллаха.
3) Указывать на Истину жестокому тирану.