Современные люди повально увлечены фотографированием. Даже во время совершения тавафа вокруг Каабы, стояния на горе Арафат, и даже посещения Равза-и Мутаххара мусульмане слишком озабочены тем, чтобы сделать как можно больше фотографий и селфи. Все эти действия нарушают фейз и возвышенную атмосферу богослужения.
Такую же картину можно наблюдать и во время духовных бесед. Вместо того чтобы внимать словам наставника и предаваться глубоким размышлениям, люди снимают все на камеру и делают фото. Возможно, они имеют благое намерение запечатлеть эту встречу, однако неправильно придавать этому слишком большое значение. Как передозировка лекарства наносит вред человеку, так и чрезмерность вредит внутреннему миру человека.
Стоит помнить, что каждый миг жизни на земле мы находимся под непрерывным наблюдением Всевышнего. Эти моменты фиксируются и будут рассматриваться в Судный День. В одном аяте сказано: «Кто бы ни совершил добро — [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла — [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него» (Сура «аз-Зильзаль», 99 / 7—8).
Духовная связь проявляется в единстве высоконравственными людьми. Праведник говорил: «В рабите (урок ощущения духовного состояния учителя) нет необходимости размышлять об объекте своих мечтаний. Здесь нужна любовь. Так как человек постоянно видит перед собой внутренним зрением того, кого любит».
Фотография ограничивает человеческое воображение материальными рамками. Кроме того, в Исламе существует ряд предписаний и ограничений относительно изображений.
Изображения людей – это их внешняя оболочка. А ведь куда важнее внутренний мир человека. Путь духовного совершенствования сосредоточен не на внешнем, а на внутреннем. Поэтому цель единства с праведниками – не только пребывание рядом с ними, но и единение с их духовным миром.
По-настоящему полезные изображения – это отражения внутреннего мира, а также воспоминания и впечатления, сохранившиеся в сердцах. Благочестивый Али сказал: «Постоянно находитесь рядом с праведными людьми, чтобы их нрав и индивидуальность повлияли на вас».
Пусть люди скучают по вас при жизни и тоскуют после вашей смерти. И пусть Аллах всем нам извлечь пользу из общения с Его любимыми рабами, облагородиться их высокой нравственностью, и, таким образом, стать обладателями праведных душ, которые повсечасно поминают Всевышнего, размышляют и благодарят. Аминь!