Во все времена и в любых социумах существовали факторы, толкающие людей на неправильные поступки. Ибо жизнь дана нам для испытания. В Коране сказано: «Неужели люди полагают, что их оставят в покое и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: «Мы уверовали»?» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 2).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Мирские сладости — это горе в Ахирате. Испытание в этой жизни – это наслаждения в Ахирате» (Хаким, «Мустадрак», 4 / 345).
Если бы в этом мире ничто не толкало людей на ложные поступки, то совершение добрых дел не требовало бы награды. Чтобы испытать людей и джиннов, Аллах явил им как положительные, так и отрицательные стороны жизни. И награда за преодоление тяги к благам материального мира пропорциональна преодоленным трудностям. Даже отец обещает ребёнку подарок за приложенные усилия. А за преодоление искушений шайтана Всевышний обещает нам душевное умиротворение, Рай и возможность созерцать Его лик.
В этом мире негативные факторы увеличиваются и уменьшаются, но будут присутствовать всегда. И эпоха, в которой мы живём, не является исключением. Успешно обойдя ловушки нафса, мы получим прекрасную награду от Аллаха. Проницательные верующие во всём руководствуются таква — богобоязненностью.
Таква — это нейтрализация низменных желаний, очищение души и осознание постоянного пребывания под взором Аллаха. Это свойство мусульман проявляется, в первую очередь, в вопросах заработка и расходов. В современном обществе преобладают финансовые отношения, противоречащие нормам Ислама. Поэтому так важно хранить своё сердце и помыслы в чистоте.
Искренний верующий знает, что его материальное благосостояние есть результат предопределения и потому всегда доволен своей участью. Заработок зависит от Воли Творца. Порой один человек живёт скромно и имеет лишь земельный участок. Вдруг цены выросли, и он стал богатым. А другой прекрасно знает законы бизнеса, но никак не может поправить свои дела. О них сказано в Коране: «Воистину, твой Господь дает удел щедро или скудно тому, кому пожелает. Воистину, Он видит и знает всё о Своих рабах» (Сура «аль-Исра», 17 / 30).
Всевышний отмечает: «Человек же, когда Господь ради испытания почтит и одарит его милостями, говорит [горделиво]: «Господь мой почтил меня». Когда же Он ради испытания ограничивает его в пропитании, тот говорит [недовольно]: «Мой Господь подверг меня унижению»» (Сура «аль-Фаджр», 89 / 15—16).
Однако неизвестно, что принесут человеку деньги: добро или несчастье? Ведь только Аллах ведает о сокровенном. Поэтому истинный мусульманин чрезмерно не радуется при получении прибыли и не сильно печалится при потерях. При любых обстоятельствах он старается быть довольным волей Творца, так как принятие предначертанного — первый шаг к Милости Аллаха.
При любых обстоятельствах мусульманин постоянно должен прославлять, благодарить и поминать Всевышнего. Чтобы сохранить постоянство перед горькими и приятными сюрпризами жизни, надо отбросить в сторону зависть и проявлять терпение. Искренний верующий живёт с пониманием и осознанием Истины, о которой говорил Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям): «Истинная жизнь — в Ахирате».
Человеку непросто искоренить в своём сердце эти низменные чувства. Путь духовного роста подразумевает в первую очередь избавление от этой слабости. Только в случае «тазкия-и нафс» и достижении ступени «риза» верующий будет без всяких сомнений проявлять довольство при любых проявлениях Воли Аллаха. Ведь в Коране записано: «[В тот день праведникам будет сказано]: «О, душа, обретшая покой! Вернись к Господу своему снискавшей радость и довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!» (Сура «аль-Фаджр», 89 / 27—30).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Погибнет тот, кто является рабом золота и серебра, кто надменно носит одежды. Если алчному человеку дадут желаемое, он будет доволен. Если же нет, то он станет роптать на предопределение Аллаха» (Бухари, «Рикак», 10; «Джихад», 70; Ибн Маджа, «Зухд», 8).