Достопочтимый Абуль-Хасан Харакани сказал: «Подобно тому, как намаз и пост являются фардом, а их выполнение – обязательным, точно так же необходимо уничтожить зависть и алчность, завладевшие человеческим сердцем».
Особенно это относится к гордыне и самодовольству, которые отравляют душу. Ибо Всевышний после семикратной клятвы возвестил: «Преуспел тот, кто очистился душой. Понёс урон тот, кто сокрыл [злое] в душе» (Сура «аш-Шамс», 91 / 9-10).
В современном мире реклама, вызывающая плотские желания, мода, подстрекающая к роскоши и расточительству, материальная пропаганда, внушения с экранов телевизоров и соцсетей привели к загрязнению внутреннего мира. В сердцах и головах людей воцарился беспорядок, а цели и средства смешались. Мы поедаем пищу не для получения сил и богослужений, а живём для того, чтобы вкусно поесть.
Души становятся заложниками бренного мира, а люди — рабами чувственных желаний. Нравственная неудовлетворённость привела как к личностному, так и к общественному кризису. А мировоззрение, практически отрицающее Ахирам и далёкое от переживаний о вечном, отравило человеческий разум.
Поэтому реабилитация нафса и очищение сердца сегодня важны как никогда прежде. Ибо тасаввуф – это воспитание посредством хамда (восхваления), шукра (благодарения), ризы (довольства), зухда (аскетизма), истигны (удовлетворённости) и канаата (ограничений, довольства малым). Это — осознание того, что Ахират является истинной жизнью и вызволением души из плена мимолётных плотских желаний.