facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Смирение начинается с осознания своей ничтожности

0

Борьба с нафсом заключается в том, чтобы заставить человека понять свою ничтожность и немощность, очистив внутренний мир от эгоизма, гордыни и высокомерия. Даже шейх Накшибанд в начале духовного пути подметал дорожки, ухаживал за больными людьми и даже ранеными животными.

Так он познал скромность и сказал: «Мир – пшеница, а я – солома, все хороши, а я плох!»

Однажды Халид Багдади отправился к обители достопочтимого Абдуллаха Дехлеви. Однако благородный мудрец не вышел к нему навстречу. Более того, он даже не дал ему должность при михрабе или трибуне в текке. Сначала наставник поручил ученику убирать туалеты, чтобы искоренить самодовольство и внушить ему чувство собственного ничтожества.

Будучи судьёй в Бурсе, Азиз Махмуд Хюдаи подвергся похожим испытаниям в текке достопочтимого Уфтаде. В результате из его сердца исчезла гордыня, и он стал великим мюршидом, направлявшим на истинный путь властелинов мира. Исламские методы укрощения нафса также опираются на воспитание Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

Как-то раз Зайд ибн Сабит увидел, что благочестивый Умар (радыяллаху анху) был облачён в одежду с семнадцатью заплатами. Он шёл среди толпы людей, взвалив на плечо бурдюк с водой. Сахаб попытался спросить халифа о причинах, но тот жестом велел замолчать и позвал с собой.

Благочестивый Умар (радыяллаху анху) зашёл в дом пожилой женщины и наполнил водой стоявшие там сосуды. Затем он пояснил: «Ко мне прибыли римские и персидские послы и долго превозносили мои знаниях, добродетель и справедливость. Когда они удались, мною овладело чувство самодовольства. Тогда я сделал со своим нафсом то, что ты видел» (Мухиббут-Табари, «ар-Рийадун-Надра», II, 380).

Именно поэтому всё начинается с избавления от низменных желаний и познания собственной ничтожности. Очистившиеся сердца обладают исключительными достоинствами. Достопочтимый Абуль-Хасан Харакани сказал: «Приближенные Аллаха возвысились не только благодаря делам, совершённым с искренностью и любовью, но и потому, что обуздали свой нафс» (Аттар, «Тазкире», стр. 622).

Действительно, секрет праведников состоит в осознании своей ничтожности и немощности. Ибо труднее всего искоренить высокомерие и самолюбование. Абу Хашим ас-Суфи сказал: «Вырвать из сердца гордыню, пустившую там корни, гораздо сложнее, чем вспахать гору иглой». Однако без этого невозможно достичь нравственного совершенства, потому что в хадисе сказано: «Тот, в чьём сердце есть хотя бы капля гордыни, не войдёт в Рай» (Муслим, «Иман», 147).

Шайтан ослушался повеления Аллаха и восстал против Него, однако он стал заложником собственного самолюбия, упорствуя в грехе и совсем не сожалея о содеянном. Так он заслужил проклятие Всевышнего.

Пророк Адам (алейхиссалям) и его супруга Хавва, последовав за шайтаном, отведали запретный плод и совершили первый в истории человечества грех. Однако они тут же признали свою ошибку: «Они ответили: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон»» (Сура «аль-А`раф», 7 / 23).

Ощутив благо исправления, охваченные чувством раскаяния и стыда, они получили от Всевышнего милость и прощение. Поэтому главная задача пути духовного совершенствования – усмирить нафс. Ибо человеческое эго даже во время совершения богослужения порой занимается самолюбованием и самовосхвалением, сравнивая себя с другими.

Шейх Саади Ширази вспоминал: «В детстве я тоже с большим рвением просыпался и занимался служением Аллаху. Однажды ночью я сидел рядом с отцом, не сомкнув глаз и не выпуская из рук Коран. А другие люди спали. Тогда я отметил, что они спят словно мёртвые и не совершают два ракаата намаза тахаджуд. В ответ отец нахмурился и произнёс: «Сынок! Вместо сплетен о других лучше бы ты спал, как они!»

Как видно из этого примера, у нафса есть множество ловушек, кажущихся невинными. Тот, кто произносит «Я» с чувством собственного превосходства, на самом деле далёк от Истины.

Однажды великий мусульманский богослов Ахмад ибн Ханбаль возвращался с рынка домой. Тут к нему подбежал человек и предложил донести сумки. Он настаивал, что помогать старшим – его обязанность. На что праведник произнёс: «Если мы будем считать себя великими, то это — проявление гордыни и путь к беспечности. Ибо в Судный День каждый будет нести свою ношу сам, и никто не сможет переложить её на другого».

Секрет выдающихся личностей заключается в их скромности и осознании собственной незначительности. Но в наши дни некоторые лидеры становятся высокомерными, надменными и эгоистичными и тем самым отравляют общество. Однако «Суд не принадлежит судье», то есть духовный путь не является чьей-либо собственностью.

Share.