Имам Азам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) является одной из ярких личностей Ислама благодаря глубине познаний и исключительной щепетильности в экономической деятельности. Наряду с наукой он занимался торговлей и был очень скрупулезным человеком.
Этот имам жил на средства, вырученные торговлей, и считался очень состоятельным мусульманином. Однако он гораздо больше времени посвящал науке и потому большинство сделок вел через доверенных лиц. Он контролировал своих помощников и проявлял щепетильность в вопросах чистоты заработка.
Однажды Абу Ханифа отправил своего компаньона Хафса бин Абдуррахмана торговать сукном и наказал ему: «В этой партии тканей есть несколько дефектов. Ты обязательно расскажи о них покупателю перед заключением сделки и продай по низкой цене».
Однако Абу Хафс продал ткани по указанной цене, но забыл предупредить покупателя о дефектах. Узнав об этом, Абу Ханифа поинтересовался, знает ли тот имя покупателя. Когда помощник ответил, что не знает человека, который приобрел ткани, имам велел ему раздать все вырученные деньги как садака.
Этот пример показывает особенную важность проявления скрупулезности в вопросах халяль и харам, чистоты заработанных средств и данных на хранение товаров. Выполнение исламских предписаний в вопросах торговли облегчит мусульманам ответ в Судный День.
Именно такая богобоязненность Абу Ханифы принесла ему баракат в торговле. Он нередко демонстрировал исключительную щепетильность из-за опасения совершить процентную сделку. Ведь шариат запрещает мусульманам риба – операции с процентами. Как-то раз он отказался сидеть в тени дерева, которое принадлежало его должнику, чтобы не создалась ситуация, подобная процентным отношениям.
Порой в торговле можно заметить злоупотребление незнанием покупателя. Например, клиенту, который не знает истинную цену товара, необходимо сообщить об этом. А попытка воспользоваться его неопытностью и простотой является обманом.
Однажды женщина принесла имаму Агзаму искусно вытканную одежду, и он спросил о стоимости. Мастерица назвала цену сто дирхамов. Однако Абу Ханифа улыбнулся и заметил: «Нет, эта одежда стоит дороже».
От удивления женщина увеличила цену еще на сто дирхамов. Но имам Агзам вновь возразил ей. Тогда рукодельница добавила к стоимости еще сто и затем еще столько же. А праведник пояснил ей: «Нет, эта одежда стоит дороже 400 дирхамов».
После чего Абу Ханифа вызвал знатоков, которые назвали им истинную цену товара. Они оценили эту вещь в 500 дирхамов, и имам Агзам купил одежду за эту цену. Ибо он знал, что ложь, сокрытие дефектов и изъянов товара, а также нарушение правил шариата при расчете и весе приведет к печальным последствиям в Ахирате.
Столь скрупулезное поведение имама Агзама стало проявлением его старания следовать по пути Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников. Ибо он говорил: «Пока два человека, совершающие куплю-продажу, не расстались друг с другом, они имеют свободу выбора. Если они правильно совершили сделку и чётко обговорили все условия, торговля будет благоприятной. Если же они сокроют некоторые моменты и солгут, в этой сделке не будет бараката» (Бухари, «Бую», 19; Муслим, «Бую», 8).