Продолжение. Начало: Связь со Всевышним и Коран О происхождении слова «Коран» О Коране в Коране Разные аспекты понятия «откровение»
Cвященная книга ниспосылалась постепенно, по частям. Процесс получения Корана Пророком длился 23 года, иногда по одному или по несколько аятов, иногда в виде коротких сур целиком, однако между этим всегда были промежутки времени. Это имеет важное значение: такое постепенное ниспослание Корана дает нам способ его понимания и применения. Священная книга впервые была передана Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) во время священной ночи месяца Рамадан в пещере Хира. Первыми были аяты суры «Аляк».
Считается, что первое ниспослание Корана произошло приблизительно в 13-м году до Хиджры (то есть, в июле-августе 610 года по христианскому летоисчислению), когда Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) было 40 лет.
В таком постепенном получении Корана скрыта великая мудрость. Это объяснено в самой Священной книге:
«Неверные спрашивают: «Почему Коран не ниспослан ему за один раз?» Мы поступили так и [повелели тебе] читать Коран частями, чтобы укрепить твое сердце [в вере]» (сура «Фуркан», 25/32).
«И Мы ниспослали его (т. е. Коран) в истине, и он сошел в истине [к тебе, Мухаммад], а тебя Мы послали только вестником и увещевателем. Коран же Мы разделили [на отдельные части], чтобы ты читал его людям не спеша. И Мы ниспослали его как откровение» (сура «Исра», 17/105-106).
«Клянусь звездой во время её заката! (или частью Корана, когда она нисходит)» (сура «Неджм», 53/1).
«Клянусь же местом заката звёзд (или ниспослания частей Корана)! Ведь это — великая клятва, если только вы разумеете. Воистину, этот Коран велик и храним в Сокровенном Писании: пусть к нему прикасаются только очистившиеся. [Он] ниспослан Господом [обитателей] миров» (сура «Вакиа», 56/76-80).
Эти аяты свидетельствуют как об исторической истине ниспослания Корана Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) по частям в течение 23 лет, так и о том, что он является единым целым, поэтому для правильного понимания должен рассматриваться именно так – то есть, каждая часть с учетом всех остальных частей.
Процесс постепенного ниспослания Корана предусматривает его чтение и понимание соответствующим образом. Священная книга сама говорит о том, как ее правильно читать:
«О закутавшийся! Пребывай [в молитве всю] ночь, кроме небольшого [перерыва], –
половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того и читай Коран отчётливо» (сура «Муззаммиль», 73/1-4).
«Превыше всех Аллах — истинный властелин! Не спеши [читать другим] Коран, пока не будет завершено откровение тебе, и говори: «Господи! Умножь мне знание»» (сура «Та Ха», 20/114).
«Не повторяй [, Мухаммад,] его (т.е. Корана), чтобы ускорить [запоминание, опасаясь ухода Джибрила], ибо Нам надлежит собрать Коран [в твоем сердце] и прочесть его [твоими устами людям]. Когда Мы возвещаем тебе его [устами Джибрила], то слушай внимательно чтение. Далее, воистину, Нам надлежит разъяснять его» (сура «Кыямат», 75/16-19).
Как бы ни казались эти аяты на первый взгляд обращением к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), они относятся ко всем, кто читает и пытается понять Коран во все времена. Поэтому, желающий полно понять его смысл должен остерегаться торопливых подходов, то есть не делать поспешных выводов, выдергивая аяты из контекста, а рассматривать Коран как единое целое, подчинять обособленные вопросы всему целому. Если читать священную книгу, придерживаясь данных принципов, в истинной гармонии сердца и разума, то самым лучшим толкователем Корана будет сам Коран. Другими словами, тому, кто откроет Корану свое сердце, Коран раскроет себя.
Материал подготовлен специально для сайта «Ислам и семья»
(Продолжение следует)