Употребление в аятах Корана выражений «тазкие» и «познание Книги и истины» привлекает особое внимание верующих. Это можно объяснить тем, что человеку с душой, не прошедшей путь очищения, невозможно по-настоящему овладеть науками. Ибо полученные знания не принесут их обладателю никакой пользы в земном и вечном мире.
Именно поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) молился: «О, Аллах! Я взываю к Тебе о защите от не приносящих пользу знаний, не трепещущего от страха сердца, ненасытного нафса и молитв, которые не будут приняты» (Муслим, «Зикр», 73).
Даже самый высокообразованный человек, не достигший определённого духовного уровня, обречён оставаться незрелым. Ибо нафс превращает все полученные знания в средство достижения низменных целей. Не случайно поэт Д.Руми заметил: «Передать знания безнравственному человеку — всё равно что вложить меч в руки разбойника».
Знания, не облагороженные духовным воспитанием, становятся покровом беспечности для сердца, который отдаляет раба Всевышнего от Творца. Праведники говорили: «Есть много мудрецов, чьи знания не приносят пользу. Они постигли науку, но так и не смогли приблизиться к Аллаху!»
Истинное постижение наук – это не только накопление знаний. Чтобы они принесли пользу в обоих мирах, мусульманину необходимо пройти путь внутреннего очищения, преодолеть все стадии духовного развития, совершенствуя совесть и нравственность.
Следует учитывать, что все знания представляют собой стремление доказать законы Вселенной, установленные Аллахом. А истинная наука призывает сделать ещё шаг вперёд и постичь великую и прекрасную силу, создавшую эти принципы, познав Истину.
Д.Руми назвал незрелостью период достижения вершин науки без познания духовной радости от близости к Создателю. Следующую ступень постижения тайн Вселенной он определил как зрелость. На стадии марифатуллах (познания Аллаха) он почувствовал жар божественных знаний и познал истинную любовь, поэтому он назвал её сгоранием.
Не принесут пользы ни образование, ни поступки того человека, чья душа не прониклась светом Корана и Сунны. Известно меткое высказывание благочестивого Али (радыяллаху анху): «Кривизна даёт кривую тень».
Все поступки и поведение людей – это отражение их внутреннего мира. Как с помощью кривой линейки нельзя начертить прямую линию, точно так же можно напрасно ожидать благих дел от того, чей внутренний мир загрязнён. У тех, чьи намерения темны, не может быть светлого пути.
Из мутной души не могут появиться по-настоящему искренние и благородные поступки. И наоборот, чистота, возвышенность и красота внутреннего мира человека способствует проявлению в ней милости, благословения и бараката Всевышнего Аллаха.