Основа Ислама – это вера в Единство Аллаха и недопустимость сотворения статуй и кумиров для поклонения. Тем не менее, сущность человека стремится к физическому, осязаемому выражению своей веры. Так появляются места для поклонения.
Пример тому – духовный поиск мусульманами защиты у Всевышнего. В это время они стремятся физически быть в каком-либо особом месте. Конечно же, можно совершать поклонения в привычной среде – в доме, где живешь, однако сотни верующих в установленное время собираются вместе для поклонения в специально разработанных для этой цели постройках.
Так появилась наука сакральной геометрии. Это умение создания пространства, памятников письменности и других произведений искусства, которые напоминают о величии Аллаха. Во времена Аль-Бируни геометрия называлась геодезией и классифицировалась как естественная философия со включением материи и форм в сочетании со временем и пространством.
Во времена Ибн Сины геометрию причисляли к математическим наукам. Однако сейчас эта дисциплина относится к сфере физических знаний. Тем не менее, некоторые люди считают геометрию по-прежнему религиозной наукой, потому что дизайн исламских памятников зодчества основан во многом на геометрических пропорциях.
Многие постройки, предназначенные для богослужений, украшены геометрическими узорами, которые также называют исламскими. Эти изображения зачастую подобны клеткам нашего тела, растениям и геологическим структурам, поэтому вполне обосновано появление утверждения: «В геометрии проявилось могущество Всевышнего».
Геометрия может даже влиять на совершение богослужений в местах поклонения. С точки зрения механики, купола в исламских постройках являются усилителями звука. Поэтому даже шепот в одной части мечети, отраженный куполообразным потолком в центре здания, легко доносится во все его уголки. Этот же принцип купола можно увидеть в распространении сегодня других видов энергии: вогнутой линзы, параболических антенн и электромагнитных волн.
Говоря о роли купола в исламской архитектуре, путешественник Брайан Уингейт подчеркивал: «Дизайн мечетей столь сложен геометрически, что они, кажется, бесконечно вращаются вокруг себя, словно приглашая ваш разум сделать то же самое».
Кроме того, мусульманские зодчие, которые переняли традицию возведения куполообразной крыши от предков, ввели и ряд новшеств в искусство возведения исламских построек. Они стремились создать не только внешне, но и духовно привлекательные здания, виртуозно используя имеющиеся под рукой материалы. Именно эта трансцендентальность отразилась в Куполе Скалы.
В древней семитской традиции это было место пересечения подземного и верхнего миров. Именно там пророк Ибрахим построил алтарь, чтобы принести своего сына Исмаила в жертву. Именно там Бог через пророка Натана отверг стремление Давида построить храм, потому что он пролил кровь. В том же самом месте древние греки поклонялись божеству Аполлону и верили, что здесь и есть пересечение двух миров.
Для мусульман место, где построена мечеть Купол Скалы, является местом первой Киблы и паломничества. Целью сакральной геометрии является создание пространства, которое находится в физической гармонии. Это также попытка человечества отразить божественную гармонию в нашем бренном мире.
Кроме того, считается, если люди живут в окружении прекрасного, то и в их душах воцарится гармония. Наука о сакральной геометрии стала отражением физического мира и представлений о том, как всё в нашем мире регулируется с помощью этих законов. Молекулы воды, атомы углерода, белки, вирусы, клетки и ткани различных организмов существуют в жизненном цикле, подчиняясь именно законам геометрии. Эти материи представляют из себя связанные друг с другом треугольники, квадраты, а также пяти- и шестигранники.
В прошлом люди пытались разгадать загадку геометрии физического мира, но это всегда приводило к разрушению, а не к созиданию чего-то подобного. Ученые, изменяя форму клеток, нисколько не приблизились к разгадке тайны творения, а лишь запустили программу самоуничтожения.
Многие путешественники, которые долгое время пробыли в исламских странах, отмечали удивительную особенность мусульманских построек. Эти произведения зодчества, особенно древние, словно содержат в себе ключ к тайне мироздания и загадку, которую вы не можете объяснить. Также черты той архитектуры отразились во многих формах современного искусства.