facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Богослов о судьбе рукописных экземпляров Корана

0

{jathumbnail off}«Ни один из 6 экземпляров рукописей Корана, созданных в период правления благочестивого Османа (радыяллаху анху), не сохранился до наших дней: «Одни сгорели в разное время, другие были разобраны на отдельные страницы и затерялись в глубинах истории. Как жаль, что мусульмане не смогли сохранить эти сборники, оставленные нам в наследство благочестивым Османом (радыяллаху анху)» (Тайар Алтыкулач*).

 Самая древняя из сохранившихся до наших дней рукописей Корана была обнаружена несколько месяцев назад, благодаря внимательности аспиранта, в библиотеке Бирмингемского университета в Англии. Установлено, что эти два листа пергамента находятся в университетской библиотеке уже столетие, однако до недавнего времени на них не обращали внимания. Согласно радиоуглеродному анализу, они были написаны в 568-645 годах. Для изучения страниц, содержащих отрывки из сур “Марьям” и “Таха”, из Университета 29 мая были направлены в Англию профессор Тайяр Алтыкулач и исследователь Элиф Бейхан Карабыйык, подготовившие соответствующий отчет. По мнению Алтыкулача, который многие годы работает над старейшими рукописными сборниками Корана, расположение друг за другом сур “Таха” и “Марьям” указывает на написание этих образцов в период жизни благочестивого Османа (радыяллаху анху). Поэтому предполагается, что они скопированы с его собственных рукописей.

По сохранившимся в истории Ислама сведениям, священный Коран не был записан при жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), так как откровения продолжались до его смерти. Предполагается, что разрозненные отрывки, хоть и не в систематизированном виде, записывались его учениками-сахабами на костях, кусках древесины и шкур. К большому сожалению, до наших дней не сохранился ни один из рукописных сборников, созданных во времена благочестивого Абу Бакра (радыяллаху анху), размноженных и разосланных по 4 сторонам света в период правления благочестивого Османа (радыяллаху анху). “Как жаль, что мусульмане не сохранили это наследие благочестивого Османа (радыяллаху анху)”, –  говорит Тайяр Алтыкулач, который продолжает свои исследования по рукописным сборникам Корана по всему миру. По словам ученого, расслабившись уверенностью в том, что в Коране не изменено ни единой буквы, мусульмане за копейки продавали чужакам имевшиеся у них на руках бесценные рукописи. Востоковеды же в течение ста лет продолжают свои исследования, вооружившись тезисом, будто Коран был изменен впоследствии, а написан еще до рождения нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). “Сегодня мы, мусульмане, по сути, защищаем Коран от востоковедов”, – делает вывод профессор Алтыкулач.

— За несколько месяцев до этого было сделано предположение, что в библиотеке Бирмингемского университета в Англии хранится старейший в мире рукописный сборник Корана. Так ли это?

Сначала нужно исправить следующую ошибку: в сообщениях прессы на эту тему, так же, как и в вашем вопросе, прозвучало слово «сборник». Не существует никакого сборника. Речь идет всего лишь о двух листах из сборника или тома, то есть, четырех страницах. Бирмингемский университет провел радиоуглеродный анализ этих листков, в заключении говорится о том, что они были написаны в период между 568-645 годами. Степень вероятности этого якобы составляет 95%.

— Что вы скажете по поводу утверждения, будто это старейшие рукописные страницы Корана?

Я скачал по ссылке эти листы и исследовал их содержимое. Кроме того, прочитал отчет исследователя из Университета 29 мая Элиф Бейхан Карабыйык, которую мы направили на организованную в Бирмингемском университете 21 октября 2015 года международную встречу по данной теме. Ничего не мешает нам говорить о том, что эти листы вышли из-под пера кого-то из сахабов. Однако было бы неправильно считать их самыми старыми отрывками из сборника или тома. Потому что еще не исследованы целые мешки рукописных листков, обнаруженных в 1965 и 1972 годах в столице Йемена Сане. Никто не может быть уверен в том, что там не окажутся еще более древние.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОМНИТЕЛЬНЫ

— Углеводородное исследование указывает на 568-645 годы, однако есть ли у Вас сомнения по поводу его достоверности?

Действительно, есть результаты углеводородного исследования страниц из Бирмингема, которые указывают на период между 568 и 645 годами, однако нам нужно учитывать следующее: откровения Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) начали ниспосылаться в 610 году. Исходя из этого, по моему мнению, маловероятно написание этих страниц ранее 620-х годов или даже 632 года – времени смерти Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва  саллям). Крайняя дата, которую указывает исследование, 645 год – это первый или второй год правления халифатом благочестивым Османом (радыяллаху анху). Его сборники к тому времени еще не были написаны. То есть, невозможно предположить, что рукопись этого или более раннего периода были скопированы со сборников благочестивого Османа (радыяллаху анху).

— Каковы в таком случае предположения?

Если принимать во внимание тот факт, что на этих листах написана последняя часть суры «Марьям» и начало суры «Таха», а их последовательность соответствует порядку сур в сборнике благочестивого Османа (радыяллаху анху), предполагаю: копии с него могли быть сделаны через 5-10 лет после 645 года. С другой стороны, памятуя о ниспослании двух этих сур в Мекке, можно датировать их ранее указанной даты. С учетом этого, считаю целесообразным провести повторное радиоуглеродное исследование в другой лаборатории. Если оно даст такие же или близкие к ним результаты, тогда и нам нужно будет провести повторную экспертизу.

— Кто-либо, кроме Вас, выражает сомнения в результате данного исследования?

Известно, что к этому отчету с сомнением отнесся также профессор-востоковед Инго Коциепер. И тоже предложил провести повторную экспертизу в другой лаборатории.

— Исходя из того, что сомнения в результатах выражают и востоковеды, насколько надежны данные технологии?

У меня нет каких-либо мыслей по поводу надежности этих технологий. Насколько я знаю, для установления возраста рукописных сборников Корана они начали применяться достаточно недавно. Говорят, что это дорогостоящая и длительная процедура. Техническое исследование этих листов, в особенности, предполагаемые им даты, делает необходимым его собственную проверку. Я считаю, что в этом есть чрезвычайная необходимость, учитывая резонанс мирового масштаба, который был создан средствами массовой информации. Но не знаю, проведет ли вышеупомянутый университет данную работу.

— Какого возраста самый древний из сохранившихся до наших дней рукописных образцов Корана?

Я предполагаю, что самыми древними сохранившимися сборниками или отрывками рукописей священного Корана, которые нам удалось исследовать, является экземпляр Национальной библиотеки в Париже, содержащий менее трети всего текста, а также потерявший более 40% своего содержания образец, хранящийся в Британской библиотеке в Лондоне. Однако, в данном случае также нужно прибегать к радиоуглеродному анализу. В частности, я знаю о согласованной работе в данном направлении востоковедов из Берлина и Парижа. Предполагаю, что в ближайшем будущем мы получим новые сведения об этом. Касательно последнего найденного образца, я убежден, что ничего не мешает назвать его древнее других, однако невозможно сказать что-либо определенное по этому поводу, так как сомнения о времени его создания еще не развеяны. В обоих случаях необходимо продолжать технические исследования.

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЦЫ БЫЛИ ЗАПИСАНЫ НА ШКУРАХ

— Нам известно, что первые образцы рукописных сборников Корана были сделаны во времена благочестивого Османа (радыяллаху анху). Утверждают, будто они чаще всего писались не на бумаге, а на костях или кусках кожи. О чем достоверно говорят нам исследования по данной теме?

К сожалению, «достоверно» они нам не говорят ничего. Использование костей и тому подобных материалов для записи аятов и сур относится, по моему мнению, к первому периоду ниспослания божественных откровений. В частности, мы знаем, что для написания некоторых томов и рукописных сборников священного Корана использовались выделанные шкуры. Рукопись благочестивого Османа (радыяллаху анху) также была сделана на коже. Наряду с этим, нам встречаются образцы написания, пусть не всего сборника, но отдельных коротких сур и аятов, на лопаточной кости. Что касается сохранившихся до наших дней рукописей, которые нам удалось исследовать, то все они сделаны на коже.

САМЫЕ ДРЕВНИЕ ВО ДВОРЦЕ ТОПКАПЫ

— В результате исследования стало известно, что хранящаяся во дворце Топкапы рукопись, вопреки утверждениям, не принадлежит перу благочестивого Османа (радыяллаху анху). К какому периоду относится самая древняя из имеющихся у нас рукописей Корана?

У нас есть два сборника, которые приписывают благочестивому Осману (радыяллаху анху). Один из них хранится в библиотеке музея дворца Топкапы, другой – в Музее турецких и исламских произведений. Можно говорить о том, что образец из дворца Топкапы старше второго. Несмотря на наличие в наших библиотеках и музеях множества древних сборников в полном или частичном виде, к сожалению, до сегодняшнего дня их не исследовал ни я сам, ни кто-либо другой. Каждый из них ожидает стараний молодых богословов. 

БЫЛО ОТОСЛАНО ШЕСТЬ ЭКЗЕМПЛЯРОВ КОРАНА

— Сколько сборников было разослано благочестивым Османом (радыяллаху анху) в разные части света?

Несмотря на то, что по поводу численности в источниках даются различные цифры, по моему мнению, благочестивый Осман (радыяллаху анху) велел сделать 6 экземпляров Корана, оставив себе один из них.

— Кому они были отосланы?

Как я уже говорил, один экземпляр халиф сделал лично для себя. Четыре были отправлены в Мекку, Куфу, Басру и Дамаск, шестой он оставил в Медине.

— Сколько из них сохранилось до наших дней?

У нас нет сведений о том, что они сохранились до наших дней. Те, которые приписывались самому халифу, в результате исследований оказались не подлинниками, а сделанными с них копиями. Одни сгорели в разное время, другие были разобраны на отдельные страницы и затерялись в глубинах истории. Как жаль, что мусульмане не смогли сохранить эти сборники, оставленные нам в наследство благочестивым Османом (радыяллаху анху).

— Работаете ли вы сейчас над древними сборниками Корана?

Конечно, по мере своих возможностей мы продолжаем работать над этой темой. В данный момент я занят изучением экземпляра, который хранится в Британской библиотеке в Лондоне.

— Что нового можно будет сообщить после окончания этих исследований?

Сколько бы ни продолжались данные исследования, как бы они ни завершились, я убежден в том, что никакая тень не падет на истинность Корана. Что касается востоковедов, хотя мы и не можем быть полностью ограждены от множества их исследований, те неприемлемые вещи, которые они предъявят обществу, в итоге не окажутся ничем иным, нежели сценарием.

МУСУЛЬМАНЕ БЕЗ ЗАЗРЕНИЯ СОВЕСТИ ПРОДАВАЛИ ЗАПАДУ ЗА БЕСЦЕНОК САМЫЕ ДРЕВНИЕ РУКОПИСИ КОРАНА

— Как вы оцениваете то, что работу над наидревнейшими рукописными сборниками Корана востоковеды начали прежде исламских ученых?

Ответ на этот вопрос крайне прост и краток: бдительность мусульман была усыплена верой в то, что «в Коране не изменено ни единой буквы». Они без зазрения совести продавали чужакам имевшиеся у них на руках бесценные образцы рукописных сборников. Я с грустью вспоминаю примеры этому. Рукописей много в библиотеках Берлина, Парижа, Лондона и других городов. А востоковеды, которые ценили историю и культуру гораздо выше, чем мусульмане, с жадностью набрасывались на наши ценности, где бы их ни встречали, выкупали через своих дипломатов такого рода сокровища и перевозили их в собственные страны. Их исследователи и сейчас продолжают работу над этими документами, некоторые из них заняты разработкой сценариев подрыва доверия к Корану.

— Чем, восновном, отличаются методы и подходы исламских ученых и европейских востоковедов к изучению истории Корана и, в частности, его древнейших рукописных сборников?

Наряду с тем, что люди науки должны действовать без предубеждений, мусульманские ученые, честно говоря, чаще всего, не следуют этому правилу, они подходят к этому вопросу уверенными в неизменности Корана до наших дней. Даже если мы не одобряем такого подхода, то должны относиться к нему с пониманием. Ведь с момента своего ниспослания Коран прочитывался и заучивался наизусть сначала сотнями, затем, по прошествии веков, тысячами, десятками тысяч мусульман. С другой стороны, сделанные по нему исследования свидетельствуют о том, что в течение года после смерти нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), священная книга Ислама была создана путем сведения в единый сборник разрозненных страниц и беспрерывно продолжала существовать в таком виде. Библиотеки заполонило множество толкований и исследовательских книг с различными названиями, осуществлены переводы практически на все языки мира. Таким образом, не следует ожидать того, что выросшие в такой атмосфере и научной среде мусульманские ученые, которых я имею в виду, будут скептически относиться к достоверности священной книги Ислама. 

— Хорошо, от чего же тогда отталкиваются западные востоковеды?

Касательно западных востоковедов, следует спокойно относиться к тому, что они, в противоположность мусульманским ученым, критически подходят к теме достоверности Корана. Однако нельзя соглашаться также с их предубежденным отношением. С сожалением приходится говорить о том, что значительная часть написанного на Западе по данной теме под определенным давлением является своего рода вымыслом.

— Какого рода давление?

Здесь привлекает внимание два основных подхода. Первый настаивает на том, что, как и Библия с Торой, Коран также со временем должен был пройти через процесс изменений. Для доказательства этого на передний план главным образом выдвигают следующие два обстоятельства: одно из них – это нехватка или несогласованность преданий, будь то в период получения божественных откровений или же во время написания сборников благочестивого Османа (радыяллаху анху). Даже если нехватка и несогласованность некоторых преданий является правдой, для доказательства неизменности Корана достаточно того, что, начиная со времен Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), священная книга заучивалась наизусть тысячами людей в каждом поколении мусульман. Также не следует делать вид, будто неизвестно о существовании структурных исследований Корана, производимых со времен пребывания Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) в Медине.

Западные исследователи продолжают цепляться к ошибкам переписчиков древних сборников Корана либо страниц из них. Например, если в одном слове была исправлена сделанная описка, они расценивают подобные образцы как доказательства изменений. Но разве можно совершенно безошибочно написать такой длинный текст? Разве есть что-то более естественное, чем необходимые корректуры людьми, которые проверяли этот текст?

Разве в тех сборниках, которые пишут каллиграфы, перед отправкой в печать не исправляют десятки ошибок со стороны Совета по исследованию и выразительному чтению Корана, который работает, например, при Управлении по делам религии Турции?

— В таком случае, они пытаются доказать то, что Коран подвергся изменениям?

Не только это. В то же время, есть и такие востоковеды-фантазеры, которые пытаются доказать существование текстов священного Корана до времен Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Будто бы Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) собрал их с разных мест и преподнес людям под видом божественных откровений. Есть и такие, которые утверждают, что такого человека вообще не существовало, что это вымышленный персонаж. Рассуждающие таким фантастическим образом люди, увидев в радиоуглеродном анализе листков пергамента из библиотеки Бирмингемского университета возможную дату создания 568 год, то есть, еще до рождения нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), вероятно, преисполнились надежд.

— Вы решили работать в этом направлении, разочаровавшись в подходах европейских востоковедов?

Мне время от времени задают этот вопрос по поводу моего интереса к данной теме. Вот и сегодня вы спрашиваете о том же. После завершения моего выступления на презентации издания одного из сборников священного Корана, который относят к благочестивому Осману (радыяллаху анху), один ученый-богослов задал буквально следующий вопрос: “Как тебе пришло в голову работать над этими рукописными сборниками, которые пролежали годы и даже века в библиотеках и музеях”? Я ответил кратко: “Потому что это никогда не выходило из моей головы”. Кроме того, я занимался темой сути Корана еще со студенческих лет, сравнение его с истинами, изложенными в других божественных книгах, позволило мне понять исключительность мусульманства и веры в эту Книгу. Эта работа была также необходима, исходя из утверждений востоковедов по поводу сути Корана. Мы даже опоздали. Потому что они, пусть даже не нашими методами, но протянули свои руки к этим рукописным сборникам и листам пергамента еще век назад. С другой стороны, не следует забывать о необходимости готовить противоположные ответы их усилиям бросить тень на суть Корана и следить за тем, как они изучают эти рукописи.

— Работал ли кто-либо в этой области до Вас?

Я знаю, что в исламском мире не существует другой подобной работы. Востоковеды также не провели исследований тех рукописных сборников, над которыми я работаю. Единственное, что они сделали, это дали сфокусированную оценку некоторых листов пергамента или же их элементов, привлекших к себе внимание. Они, конечно же, многое делают по теме Корана, Ислама, нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Однако одно из их дел я действительно крайне ценю: они еще в 1930-е годы начали фотографировать и архивировать эти рукописные сборники и листки пергамента. В настоящее время в таких центрах как Берлин, Париж, Саар (Германия) они проводят интенсивную работу над этими фотографиями, которые теперь существуют и в цифровом виде.  

— Чем ваша работа отличается от трудов западных востоковедов?

Как я уже говорил, никто из них не прочитал от начала и до конца те рукописные сборники, которые я изучил, проанализировал и опубликовал. В их методах нет ничего подобного. Нет ни одного сборника, который они бы опубликовали с анализом и сравнениями. Они ищут в этих текстах нечто другое. Я же предоставляю эти экземпляры вниманию исследователей в первозданном виде, чтобы показать единство рукописных сборников, созданных на разных территориях.

— Кто поддерживает ваши исследования?

Пользуясь случаем, скажу о том, что подобная работа востоковедов поддерживается государством. Например, для исследований в Йемене немецкому ученому, доктору Герду Р. Пуину и его группе выделили грант в размере, если я не ошибаюсь, 2 миллиона 200 тысяч немецких марок. Для проекта «Corpus Coranicum» в Берлине, опять же, немецкое правительство выделило 10 миллионов евро, об этом мне лично рассказал один из сотрудников этого проекта. Меня не поддерживает на данный момент ни одна организация, кроме того, у меня нет ни одного помощника, ассистента. Однако будет неправильным завершить эту тему, не выразив благодарности генеральному директору IRCICA доктору Халиту Эрену за его усилия и поддержку. Именно благодаря ему стало возможным сравнительно-исследовательское издание шести вышеупомянутых сборников священного Корана и ознакомление научного мира с моими трудами.

— В своей работе по сравнению самых древних рукописей Корана вы доказали отсутствие между ними каких-либо несоответствий. Позволяет ли это сказать нам о том, что Коран дошел до наших дней в неизмененном виде?

Конечно, мы можем об этом говорить. Мы пытаемся об этом говорить на протяжении многих лет. Хотя ни один из шести экземпляров, которые нам удалось изучить и опубликовать, не относится к периоду благочестивого Османа (радыяллаху анху), они несут важное совместное послание: каждая из этих рукописей пришла к нам из второй половины первого века Хиджры или же из первой половины второго века. Не исключено, что какая-то из них может относиться к первой половине первого века. Сборник из Ташкента схож с рукописью из Куфы – одной из шести разосланных благочестивым Османом (радыяллаху анху) в различные центры; сборники из Топкапы, Саны, Каирского музея исламских наук – с рукописью из Медины; экземпляры из стамбульского Музея турецких и исламских произведений, Санкт-Петербурга – с рукописью из Басры; сборник из Каира, возможно, с рукописью из Куфы; образцы из Лондона, Парижа и Tюбингена (Германия) – с рукописью из Дамаска. То есть, они были переписаны с них или же с их копий. Мы делаем перечень по ним. Это можно с уверенностью сказать по поводу всех, за исключением рукописи («Священный Коран Османа») из Каира.

Среди этих рукописей есть такие, которые были написаны на одних землях, подобно сборникам из Лондона и Парижа, однако следует помнить о том, что до XIII века они писались на расположенных далеко друг от друга территориях. Все сборники были сделаны разными переписчиками.

Знакомство этих каллиграфов между собой и, соответственно, переписывание друг у друга, практически невозможно. Другими словами, различные переписчики, жившие на различных территориях, не зная о существовании коллег, копировали разосланные в разные стороны рукописи благочестивого Османа (радыяллаху анху).

Их объемы, количество страниц, строк и порядок крайне отличаются. То есть, очевидна независимость переписчиков друг от друга.

Между ними нет никакого отличия в порядке сур и аятов (как и в печатных сборниках, которые мы читаем сегодня). Существует единство текста от начала и до конца. Любой аят пишется в каждом сборнике в совершенно одинаковом виде, без каких-либо различий. Не влияющая на смысл разница в правописании и небольшое количество опечаток у некоторых переписчиков не стоят внимания и не нарушают целостность великой книги. 

С абсолютной уверенностью необходимо подчеркнуть следующее:

Эта великая книга, 13-14-вековые экземпляры которой мы смогли изучить, предстала перед человеком XXI века не только благодаря ее заучиванию и декламации на всех территориях и во все периоды истории, но и вследствие переписывания во времена, близкие к эпохе сахабов и, вероятно, при жизни некоторых из них (и даже рукой кого-то из них). Другими словами, это священный текст, который был сохранен без изменений в строках и в умах (заучен хафызами).

*Тайар Алтыкулач – профессор богословия, специалист по тафсиру, преподаватель университета им. 29 мая, Стамбул.

Автор: Айше ОЛГУН/Йенишафак

Перевод с турецкого специально для сайта «Ислам и семья»

Share.