Точный порядок развода по шариату в немусульманских странах является моментом, о котором порой забывают верующие. Есть некоторые сведения, что мусульмане, например, Англии или США не знают о них, после чего появляются некоторые недоразумения. К тому же, порой эти случаи приводят к ошибкам по незнанию, касающихся расторжения брака.
Развод в Исламе может проходить по одному из трех сценариев:
1 – Талак. Эта форма развода является единственным способом для мужа объявить о прекращении супружеских отношений на любом языке. Никто не может лишить его этого права, данного Всевышним. К тому же, супругу-мусульманину не требуется ничье согласие, в том числе и жены. Поэтому, если инициатором развода выступает женщина, то это не совсем корректно с точки зрения фикха. Мусульманка может попросить у исламского судьи только фасх – расторжение брака.
2 – Кхуль. Это форма развода, инициируемого мужчиной в обмен на деньги. Так происходит, если жена просит расторгнуть брак с ней, а он не соглашается до тех пор, пока она не вернет махр. Опять же, это право мужа и может быть применено только с его согласия.
3 – Фасх. Это прекращение брака, выданное шариатским судьей в ответ на просьбу женщины и, как правило, вопреки воле ее мужа. Тем не менее, судьей может стать мусульманский лидер или авторитетный человек в умме. Простой имам не имеет права выполнять обязанности шариатского судьи.
Все исламские правовые школы единогласно считают, что шариатский судья должен соответствовать ряду требований, например, быть мусульманином. Нет сведений о том, чтобы такой вердикт был вынесен немусульманином. Однако не так давно стали появляться фетвы, что принимается и решение немусульманского судьи о разводе. Основание для них в том, что мусульмане обязаны соблюдать законы страны, где живут, пусть это даже и светское государство. С другой стороны, верующий должен избрать баланс между ними и предписаниями Ислама.
Поэтому выданная гражданским судьей-немусульманином бумага о разводе не является действительной, если брак не расторгнут по исламским законам. Это значит, что люди считаются мужем и женой, и не могут вступить в новый брак. Иначе это будет нарушением норм шариата. К тому же, все дети, которые появились на свет до исламского развода, считаются наследниками того мужчины, с кем был заключен брак.
Супруги, которые сталкиваются с непреодолимыми препятствиями в совместной жизни, могут обратиться за разводом к шариатскому судье или органу, который может быть признан судебным для мусульман. Однако ни один имам или муфтий не может расторгнуть брак.